1) В Риме главный храм — собор Святого Петра. А наша "Северная столица" – град Святого Петра. Святой Петр был небесным покровителем царя, он христианский святой, общий для всех христиан. Рим был своего рода «градом святого Петра» — столицей католического мира. Москва была столицей православного мира — «Третьим Римом». А при Петре I этот титул переходил к новой столице. Назвав город Петербургом, Петр сразу заявил о нем открыто как о столице европейской и скрыто — как о «Четвертом Риме». Как апостол Петр держит ключи от рая, наш город держит ключи от моря, Россия пробивалась к морю столетиями, и потому Петр поставил здесь не просто город-порт, а столицу государства Российского — отныне морской державы. Столица-воин. Столица-моряк. Столица-ключ. Совпадение? Едва ли, люди XVIII века были весьма искушенными в аллегорических тонкостях.
2) Сравним гербы Ватикана и Петербурга. Смотрите, как они похожи! На гербе Ватикана два ключа — золотой и серебряный — это ключи святого Петра от рая. И ещё тиара — головной убор, который в торжественных случаях носит папа Римский. На гербе Санкт-Петербурга два серебряных якоря: с четырьмя зубьями — это морской, а двузубый — речной, а также скипетр. Скипетр здесь потому, что Петербург — столица. Гербы похожи не случайно. В вопросах такой важности никаких случайностей быть не может. Вот так — уже в самом названии и гербе нашего города — слышится эхо вечного Рима, «второго» — христианского Рима. И так ненавязчиво утверждается, что Петербург принял у Третьего Рима — Москвы ее роль столицы православия.
3) Роль Италии в архитектуре Петербурга.
А уж если говорить о связях культур — русской и итальянской, и в частности — роли Италии в архитектуре Петербурга, а значит, и других городов России, принимавших столичные импульсы, то нужно было бы посвятить этому много-много статей. Поэтому я назову только самые важные элементы, по одному-два примера на каждый.
ИЗЛЮБЛЕННЫЕ РИМЛЯНАМИ ТРИУМФАЛЬНЫЕ АРКИ
В Италии: арка Септимия Севера на Римском форуме, арка Тита, арка императора Константина.
В Петербурге: Нарвские ворота, Московские ворота, арка Главного штаба на Невском, арка центральной башни Адмиралтейства.
ТРИУМФАЛЬНАЯ КОЛОННА
Италия: колонна Траяна в Риме.
Петербург: Александрийский столп.
ПОРТИК
Помните, сколько их в Риме? И у Пантеона, и у каждого храма.
В Петербурге можно вспомнить портики на Сенной, возле Гостиного двора.
РИМСКИЕ ФОРУМЫ – площади, на которые собирались римляне, чтобы решать важные для Рима вопросы. Наши площади — и Дворцовая, и площадь Стачек, и еще много…
КОННЫЙ ПАМЯТНИК МАРКУ АВРЕЛИЮ, да вообще — конный монумент. Вспомните памятник Кондотьеру КОЛЛЕОНИ работы Вероккио в Венеции или ГАТТАМЕЛАТЕ Якопо дела Кверча в Падуе. Кстати, прославились эти люди больше своими памятниками, чем делами.
У нас четыре таких замечательных памятника. Во-первых, конечно же, Медный всадник работы скульптора Этьена Мориса Фальконе, Его из Франции пригласила Екатерина II, и он задумал памятник Петру I как покровителю своей страны — очень похожим на мудрого правителя Марка Аврелия. Второй памятник тоже Петру I. Он стоит у Михайловского замка и больше похож на памятник Гаттамелате, только еще тяжелее. Третий замечательный памятник — Николаю I работы Клодта. Четвертый – это памятник Александру III, который теперь перед Мраморным дворцом стоит. Его Паоло Трубецкой сделал. Огромный и толстый конь стоит — с места не сдвинешь, а на нем такой же огромный человек. Неправдоподобный даже.
Вот сколько мы всего навспоминали. А можно бы и ещё больше — ведь римские доспехи и оружие, и ликторские пучки с топориками, и маскароны — головы медузы, наяд и других морских существ можно видеть на решетках и оградах, на зданиях, даже просто на старинных дверях. Вот смотрите, например: это светильник на мосту Пестеля. Тут вам и римский орел на лавровом венке, и арматура. Полный комплект. И фонтаны, напоминающие итальянские. Да куда ни брось взгляд в историческом центре города – обязательно что-нибудь знакомое по Италии найдете.
Нонна Яковлева