Найти тему
Алла Сёмушкина

Чистоговорка – как средство, повышающее эффективность коррекционно – логопедической работы с детьми

Оглавление
Фото из личного архива
Фото из личного архива

Одной из важных задач в работе логопеда является поиск и разработка новых, более эффективных методов и приемов работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи. Так, в коррекционно – логопедической работе с дошкольниками широкое применение имеют чистоговорки. Использование чистоговорок в коррекции звукопроизношения – один из наиболее эффективных способов отработки, закрепления звуков в речи. Чистоговорки – малый жанр фольклора, зарифмованная фраза, народно – поэтическая шутка, заключается в умышленном подборе слов, трудных для правильной артикуляции при быстром и многократном повторении. Основной целью использования чистоговорок в коррекционно – логопедической работе с детьми является развитие фонематического слуха и лексико – грамматических категорий у дошкольников. Постоянное произношение, а в дальнейшем, самостоятельное придумывание чистоговорок детьми развивает у дошкольников восприятие темпа, ритма, речевое дыхание, навыки управления силой голоса. Чистоговорки помогают отрабатывать четкость дикции, силу и координацию воздушной струи, модуляцию голоса, закрепляют правильное произношение корректируемых звуков, правильный темп речи, интонационную выразительность речи. Они обогащают словарный запас, уточняют понятия и значения слов, а так же играют немаловажную роль в развитии познавательных процессов и мыслительных операций. Произносить и сочинять чистоговорки – очень полезно для развития речи.

Чистоговорки по лексическим темам можно использовать на занятиях познавательно – речевого цикла, прогулках, в процессе индивидуальной работы с детьми, а также в свободной самостоятельной деятельности, как вспомогательное средство для развития словотворчества, воображения и фантазии детей. Одним из приемов является рифмование, проговаривание, договаривание и придумывание чистоговорок. Детям нравится рифмовать слоги, слова. Это не только доступное и несложное занятие для детей 5-7 лет, но и очень увлекательное.

-2

Чистоговорки используются не только на логопедических занятиях, но и на музыкальных, физкультурных занятиях, а также в режимных моментах. Дети поют чистоговорки, сопровождают пение движениями. На физкультуре чистоговорки применяются в упражнениях на согласование речи с движениями. Воспитатели так же могут использовать чистоговорки и в закреплении логопедического материала, и в режимных моментах. Как работать с чистоговорками?
Например, необходимо отработать ребёнком произношение звука [Л]. Для этого:
- подбираем чистоговорку с этим звуком;
- произносим её с разной интонацией: вопросительной, повествовательной, восклицательной;
- проговариваем в быстром и медленном темпе;
- берём или придумываем другую чистоговорку с данным звуком и просим ребёнка закончить её самостоятельно нужным слогом или словом;
Просим произнести фразы, так как бы это сделал медведь, лиса, комарик и т.д.
Подбирая чистоговорки необходимо исключать те, в которых встречаются слова со звуками, которые ребёнок не может правильно произносить.
Ещё более интересно и полезно предложить ребёнку самому придумать чистоговорки или сделать это совместно с ним. Например, одевая детей на улицу, можно проговаривать: ны-ны-ны – оденем мы штаны, ни-ни-ни – куртку застегни, се-се-се – оденемся мы все и т.д.
Виды заданий для работы с чистоговорками:
1.Автоматизация звука, работа над выразительностью, дикцией.
-произносим с различной интонацией;
-произносим голосом разным по тембру (как мишка, как мышка);
-произносим тихо или громко;
-произносим в разном темпе (медленно или быстро);
-произносим, меняя место логического ударения.

-3
-4
-5
  2. Развитие фонематического слуха, звукового и слогового анализа и синтеза. - добавляем слог с определённым звуком:
Сы-со-са – на бумаге поло… (са).
Су-са-сы – у девчушки две ко… (сы) и т.д.
-прошагаем по слогам:
Ла-ла-ла  – ост-ра-я пи-ла.
Ча-ча-ча – на-ша ка-ша го-ря-ча.
-закончим чистоговорку (выбираем слово с соответствующим слогом):
Са-са-са – … (каша, коза, коса)? Са-са-са – коса.
Ро-ро-ро – (ведро, весло, верно)? Ро-ро-ро – ведро.
-повторяем без ошибок:
Су-шу, су-шу – я письмо пишу.
За-жа, за-жа – есть иголки у ежа.
-поменяем звуки:
«л» на «р»: Ал-ал-ал –  бал. Ар-ар-ар – бар.
«ш» на «с»: Ша-ша-ша – крыша. Са-са-са – крыса.

3. Совершенствование лексико-грамматического строя и связной речи.
 На материале чистоговорок можно учить детей изменять форму слова, образовывать слова, согласовывать их между собой, употреблять предлоги, составлять предложения и небольшие рассказы.
- изменяем форму слова:
Са-са-са – вот опять идёт … (лиса).
Сы-сы-сы – прибежали две … (лисы).
Су-су-су – дети видели … (лису).
Сой-сой-сой – волк погнался за …(лисой).
Се-се-се – много сказок о … (лисе).
Ис-ис-ис –  в лесу есть много … (лис) и т.д.
-отвечаем чистоговоркой на вопрос (признаки, действия):
Ра-ра-ра – какая детвора?  Ра-ра-ра – весёлая, шумная, дружная детвора
Ра-ра-ра – что делает детвора? Ра-ра-ра – играет, напевает, танцует детвора
- подбираем слово с заданным звуком (с опорой на слова-признаки):
Са-са-са – хитрая, рыжая, пушистая? Са-са-са – это лиса.
-отвечаем  чистоговоркой на вопрос (можно использовать схемы, картинки):
Ла-ла-ла – где юла? Ла-ла-ла – в столе юла, на столе юла, под столом юла
-называем слова, противоположные по значению:
Ра-ра-ра – высокая гора.  Ра-ра-ра  – низкая гора.
Ро-ро-ро – полное ведро. Ро-ро-ро – пустое ведро и т.д.
-называем слова «ласково»: 
Лу-лу-лу – стул в углу. Лу-лу-лу – стульчик в углу.
Ре-ре-ре – искра в костре. Ре-ре-ре – искорка в костре и т.д.
4. Придумываем рассказ по картинке или вопросам:
Са-са-са – кто это? Са-са-са – это лиса.
Са-са-са – какая лиса? Са-са-са – рыжая лиса.
Са-са-са – что же делает лиса? Са-са-са – гуляет по лесу лиса.
Са-са-са –  кого встретила лиса? Са-са-са –  волка встретила лиса и т.д.
                        
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ      Задания по произношению чистоговорок можно использовать не только для общего речевого развития детей, но и для становления хорошей речи ребенка, а также, для автоматизации, т.е. закрепления звуков, которые были у него нарушены. Повторение чистоговорок можно начинать только тогда, когда ребенок уже умеет произносить нарушенный звук в словах.
     Произносить чистоговорки желательно хотя бы 2 – 3 раза в течение дня, по 3 – 4 минуты.  Чистоговорки можно использовать и на закрепление знаний по изучаемым детьми лексическим темам, т.е. в процессе их произношения происходит обогащение словаря ребенка, совершенствование лексико – грамматических категорий, усвоение чувства рифмы. При произношении чистоговорок необходимо обращать внимание на незнакомые ребенку слова и стараться объяснять их смысловое значение. Например: длиннохвостая лиса – это значит, что у лисы длинный хвост. В данном варианте чистоговорок желательно предлагать детям самим придумывать чистоговорки, что дает возможность развивать их творческое воображение. Необходимо не забывать напоминать ребенку, что начало чистоговорки является ее окончанием. Проговаривание чистоговорок и скороговорок - интереснейшее занятие. Приобщите к нему друзей вашего ребенка, устраивайте соревнования: кто чи¬ще (быстрее) проговорит чистоговорку (скороговорку). Но не забывайте и про приз - конфеты или маленький сувенир. Восторг и азарт будет неописуемый! Плюс ко всему у каждого ма¬лыша будет возможность продемонстрировать артис¬тические способности, по¬упражняться в выразительности высказывания. Уверенность в себе ребенку тоже не помешает!
2. Развитие фонематического слуха, звукового и слогового анализа и синтеза. - добавляем слог с определённым звуком: Сы-со-са – на бумаге поло… (са). Су-са-сы – у девчушки две ко… (сы) и т.д. -прошагаем по слогам: Ла-ла-ла – ост-ра-я пи-ла. Ча-ча-ча – на-ша ка-ша го-ря-ча. -закончим чистоговорку (выбираем слово с соответствующим слогом): Са-са-са – … (каша, коза, коса)? Са-са-са – коса. Ро-ро-ро – (ведро, весло, верно)? Ро-ро-ро – ведро. -повторяем без ошибок: Су-шу, су-шу – я письмо пишу. За-жа, за-жа – есть иголки у ежа. -поменяем звуки: «л» на «р»: Ал-ал-ал – бал. Ар-ар-ар – бар. «ш» на «с»: Ша-ша-ша – крыша. Са-са-са – крыса. 3. Совершенствование лексико-грамматического строя и связной речи. На материале чистоговорок можно учить детей изменять форму слова, образовывать слова, согласовывать их между собой, употреблять предлоги, составлять предложения и небольшие рассказы. - изменяем форму слова: Са-са-са – вот опять идёт … (лиса). Сы-сы-сы – прибежали две … (лисы). Су-су-су – дети видели … (лису). Сой-сой-сой – волк погнался за …(лисой). Се-се-се – много сказок о … (лисе). Ис-ис-ис – в лесу есть много … (лис) и т.д. -отвечаем чистоговоркой на вопрос (признаки, действия): Ра-ра-ра – какая детвора? Ра-ра-ра – весёлая, шумная, дружная детвора Ра-ра-ра – что делает детвора? Ра-ра-ра – играет, напевает, танцует детвора - подбираем слово с заданным звуком (с опорой на слова-признаки): Са-са-са – хитрая, рыжая, пушистая? Са-са-са – это лиса. -отвечаем чистоговоркой на вопрос (можно использовать схемы, картинки): Ла-ла-ла – где юла? Ла-ла-ла – в столе юла, на столе юла, под столом юла -называем слова, противоположные по значению: Ра-ра-ра – высокая гора. Ра-ра-ра – низкая гора. Ро-ро-ро – полное ведро. Ро-ро-ро – пустое ведро и т.д. -называем слова «ласково»: Лу-лу-лу – стул в углу. Лу-лу-лу – стульчик в углу. Ре-ре-ре – искра в костре. Ре-ре-ре – искорка в костре и т.д. 4. Придумываем рассказ по картинке или вопросам: Са-са-са – кто это? Са-са-са – это лиса. Са-са-са – какая лиса? Са-са-са – рыжая лиса. Са-са-са – что же делает лиса? Са-са-са – гуляет по лесу лиса. Са-са-са – кого встретила лиса? Са-са-са – волка встретила лиса и т.д. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Задания по произношению чистоговорок можно использовать не только для общего речевого развития детей, но и для становления хорошей речи ребенка, а также, для автоматизации, т.е. закрепления звуков, которые были у него нарушены. Повторение чистоговорок можно начинать только тогда, когда ребенок уже умеет произносить нарушенный звук в словах. Произносить чистоговорки желательно хотя бы 2 – 3 раза в течение дня, по 3 – 4 минуты. Чистоговорки можно использовать и на закрепление знаний по изучаемым детьми лексическим темам, т.е. в процессе их произношения происходит обогащение словаря ребенка, совершенствование лексико – грамматических категорий, усвоение чувства рифмы. При произношении чистоговорок необходимо обращать внимание на незнакомые ребенку слова и стараться объяснять их смысловое значение. Например: длиннохвостая лиса – это значит, что у лисы длинный хвост. В данном варианте чистоговорок желательно предлагать детям самим придумывать чистоговорки, что дает возможность развивать их творческое воображение. Необходимо не забывать напоминать ребенку, что начало чистоговорки является ее окончанием. Проговаривание чистоговорок и скороговорок - интереснейшее занятие. Приобщите к нему друзей вашего ребенка, устраивайте соревнования: кто чи¬ще (быстрее) проговорит чистоговорку (скороговорку). Но не забывайте и про приз - конфеты или маленький сувенир. Восторг и азарт будет неописуемый! Плюс ко всему у каждого ма¬лыша будет возможность продемонстрировать артис¬тические способности, по¬упражняться в выразительности высказывания. Уверенность в себе ребенку тоже не помешает!