Найти в Дзене
Книги. Издательство АСТ

Литературные произведения с «клюквой»

Оглавление

Рассказываем про книги зарубежных авторов, где нашу страну показывают как набор стереотипов.

Сразу предупредим: таких книг написано великое множество. Но мы ограничимся лишь несколькими, которые нам показались исключительно достойными упоминания.

«Дальнейшие приключения Робинзона Крузо», Даниэль Дефо

Мало известное у нас продолжение главной книги знаменитого английского разведчика и писателя. В ней всё тот же моряк (прототипом которого был реальный Алекандр Селькирк) посидел на островной родине, заскучал и... пустился в путешествие через половину земного шара. Он высадился в Китае, а потом через Сибирь добрался назад в Европу.

В книге упоминается несуществующее государство Тартария. В Тобольске Робинзон пьёт с местными дамами водку, полученную смешением спирта со снегом, а ещё сидит под деревом «раскидистой клюквы» с плодами размером с яблоко. Собственно, отсюда и пошло данное устойчивое выражение.

Цикл «советских» триллеров Мартина Круза Смита

Кадр из фильма «Парк Горького», 1983
Кадр из фильма «Парк Горького», 1983

Если вы никогда не слышали про этого автора, то не беда — мы введем вас в курс. В 70-е годы на волне интереса западных читателей к Советскому Союзу этот американский детективщик наклепал шесть романов («Парк Горького», «Полярная звезда» и другие) про работу советских следственных органов и КГБ. При работе над ними автор добросовестно консультировался как с местными экспертами-советологами, так и с эмигрантами из СССР. Однако не живя тут он, конечно же, пропустил великое количество забавных ляпов.

Мальчишка с деревянным пистолетом отбирает у пьяного два рубля. Приговор: пять лет.

Практически в каждом романе Смита есть железная русская женщина, которая «в горящую избу войдёт», а главный герой по имени Аркадий Ренько то и дело пускается в рассуждения о «загадочной русской душе», пьёт водку и ненавидит отца — советского генерала, сосланного на Урал за «геноцид бандеровцев». Обязательно мимоходом в разговоре пару-тройку раз за книгу упоминаются Ленин, Сталин или Дзержинский.

Книги вселенной Гришавёрс Ли Бардуго

-3

Писательница несколько лет училась в России и серьезно интересуется нашей страной, так что клюквы здесь в сравнении с другими жанровыми авторами мало. Колоритный закос под Россию первой половины XIX века в сочетании с магическими штуками выглядит непривычно и диковато. Однако надо учитывать, что фэнтезийное королевство Равка — это не альтернативно-историческая Россия, а именно стилизация.

-4

Но даже здесь не обошлось без забавного курьёза. Как вам, например, крепкий алкогольный напиток под названием kvas?

Любая книга Тома Клэнси

Разумеется, если в ней фигурирует СССР или Россия. Палата мер и весов для самой развесистой клюквы. Больше её вы найдёте, наверное, только в романах Флеминга про Джеймса Бонда. Но если понимать, что Клэнси прежде всего пишет фантастику (как сказали бы в Советском Союзе «ближнего прицела») и политпропаганду, то относиться к этому можно вполне спокойно.

-5

Примеры. Возьмём одну только книгу «Охота за Красным Октябрём», по которой сняли нашумевший одноименный фильм с Шоном Коннери в главной роли. Протагонист — литовец по национальности с типичным именем Марко Рамиус. Его жена умерла на операционном столе пьяного хирурга — сына члена Политбюро. Марко убалтывает офицеров подлодки перегнать её на Запад (то, что их жёны-дети при этом остаются в СССР, но плевать, если очень нужно для крутизны сюжета). Пожалуй, на этом и остановимся.

«Слушай песню ветра», Харуки Мураками

Из этой книги читатель узнал, что посреди Красной площади стоят скульптуры четырех оленей по разные стороны света. И пионеры каждое утро чистят их щётками!