Мало того, ради съёмок группу выпустили за пределы СССР и разрешили снимать в Париже! Но обо всём по порядку.
Творческий дуэт актрисы Людмилы Касаткиной и режиссёра Сергея Колосова сложился ещё в шестидесятые, когда Колосов снял военную драму «Вызываем огонь на себя», которая, к слову сказать, считается первым многосерийным советским фильмом. Главную роль в картине сыграла уже знаменитая Людмила Касаткина, и с тех пор режиссёр и актриса были неразлучны и в жизни, и в кино.
В конце семидесятых Сергея Колосова заинтересовала судьба необычной женщины - участницы Французского сопротивления Марии Скобцовой.
Мария перебралась в Париж в двадцатые, поскольку не приняла октябрьскую революцию. Во Франции она приняла монашество и стала одной из известнейших европейских религиозных активисток. Когда Париж оккупировали фашисты, организованный матерью Марией приют стал штабом Сопротивления. В 1945 году женщина погибла в концлагере.
Удивительная судьба с массой неожиданных поворотов и легла в основу сценария, который создавался в течение трёх лет. Сергей Колосов написал его сам с помощью журналистки В. Микулиной, просиживая в библиотеках, изучая материалы о матери Марии, общаясь с теми, кто знал её лично в России и Франции. В 1981 году стартовали съёмки картины «Мать Мария», главную роль в которой режиссёр традиционно отвёл супруге.
Людмила Касаткина, играя героиню, не вполне обычную для советского кино - монашку, которая в прошлом была вхожа в литературные круги с их не такими уж целомудренными нравами, тоже долго готовилась к роли. Она много общалась с консультантом ленты, писателем Владимиром Сосинским, человеком с не менее захватывающей судьбой, чем у матери Марии. В своё время он тоже оказался в Париже, во время войны принимал участие в Сопротивлении, а в шестидесятые вернулся в СССР. Будучи во Франции, он познакомился с Марией Скобцовой, и делился воспоминаниями с актрисой, помогая ей создать образ героини.
Присутствовал на съёмках и музыкант Глеб Плаксин, ещё один бывший эмигрант и участник движения Сопротивления. Он не был знаком с матерью Марией, но помогал бутафорам, декораторам, костюмерам воссоздавать дух довоенной и военной Франции.
Режиссёру хотелось как можно точнее передать атмосферу тех лет, он дотошно выспрашивал детали у знатоков, чтобы и действие, и обстановка, и главная героиня выглядели достоверно.
О том, что подход к созданию картина действительно был серьёзным, говорит, вероятно, и тот факт, что группу консультантов возглавил член Коллегии МИД СССР Анатолий Адамишин.
Помимо Людмилы Касаткиной в картине снялись другие звезды: Евгения Ханаева, Наталья Бондарчук, Вацлав Дворжецкий, Леонид Марков, Игорь Горбачёв, Валерий Золотухин. А ещё в последний раз здесь на экране появилась Вероника Полонская, ещё одна потрясающая женщина, в своё время ставшая последней возлюбленной Маяковского.
Задумывая снимать драму «Мать Мария», Сергей Колосов прекрасно понимал, что воспроизвести довоенную парижскую атмосферу в СССР восьмидесятых у него не выйдет. Обычно,
когда речь в фильмах шла о Западе, кинематографисты отправлялись в Прибалтику, но в данном случае прибалтийские города не могли имитировать Париж.
Так что режиссёру пришлось пробивать командировку для группы, и в итоге киношники на 10 дней полетели во Францию, где и сняли часть эпизодов. Но ряд натурных сцен пришлось всё-таки доснимать во Львове.
Когда фильм был готов, его пропустили без особых правок. Это было непривычно, ведь
главная героиня была не партизанкой, лётчицей или бесстрашной медсестрой, эмигранткой, сбежавшей с родины, к тому же монашкой.
Мало того, с экрана звучали стихи Александра Блока, а в сюжете фигурировали представители Серебряного века, о которых тогда говорили неохотно. Да и Бог поминался постоянно, что тоже не назовёшь типичным для советского кино.
Но, очевидно, сыграли роли заслуги женщины в работе движения Сопротивления. К тому же в целом Сергей Колосов, радикально не отходя от исторической правды, сумел выдержать ленту в духе правильной идеологии. А в 1985 году мать Мария, она же Мария Скобцова, была награждена Орденом Отечественной войны.
А как вы думаете, религия и государственная идеология совместимы?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296