В статье рассказывается об одном огромном доме с глиняно-соломенными стенами за 300 тысяч рублей, который несколько лет назад построили пенсионеры в Алтайском крае с 30-градусными морозами, и о судьбе которого сегодня ничего мне неизвестно.
Как-то на днях ко мне зарулил один мой сосед с дальнего конца села, с которым я не виделся уже так долго, что не помню даже с каких самых пор – недели две точно, а может и больше. Но не меньше.
Так вот зарулил он ко мне и сразу стал хныкать и жаловаться на то, что у него нет денег построить хороший дом, чтобы соответствовал всем требованиям нашего зимнего проживания по всем основным параметрам.
Ну что я ему на это мог сказать? Совсем ничего. Я только у него спросил – сколько у него в сарае есть соломы?
Оказалось, что нисколько. Оказывается, что всю солому, которая образуется на его поле, он просто выкидывает, куда именно выкидывает – я не стал уточнять, потому что проблема была не в этом.
В общем, я ему сказал, чтобы он больше солому не выкидывал, а всю ее собрал и построил из нее дом. И пока он не очухался от такого предложения, я сунул ему под нос газету с информацией, которая его мгновенно отрезвила до такой степени, что он перестал хныкать и превратился в практически мыслящего человека.
Что же было в этой газете?
А в ней была заметка о том, что в Сибири, а точнее – на Алтае, какие-то пенсионеры несколько лет назад построили себе дом из соломы с огромной мансардой. На все строительство, включая солому, глину и дерево для несущих конструкций, они потратили всего 15 тыщ рублей.
Как только мой сосед добрался до этого места, где была озвучена эта цена, он начал дико хохотать. Но я ему популярно объяснил, что этот дом из соломы был построен еще при долларе в 35 рубликов, сегодня бы это строительство обошлось бы в 30-40 тыщ, ну, в 50-60 максимум. Но я думаю, что и 50-60 тыщ за стены – это вообще как-то даром.
В той газете не писалось, входил ли проект этого дома в стоимость строительства или нет, но это не так уж и важно. Главное, что дом был построен довольно быстро – всего за одну зиму. Кроме того следует учитывать, что Алтай – это вам не какая-то там Белоруссия, и даже не Московская область, морозы там нешуточные не редкость, а норма. Да и грязюки хватает по весне, так что коммуницировать во время строительства с субподрядчиками в этом регионе не комильфо. Именно поэтому на Алтае в основном строятся зимой, ну, как и у нас, впрочем.
Правда, я своему соседу не рассказал одну важную деталь, которая могла бы испортить ему настроение. Как-то мне захотелось узнать подробности проживания в этом доме, ведь с момента строительства прошло лет 7 или 8, не меньше. И, самое что удивительное, никаких современных данных об этом доме найти не удалось. Только появился материал, что к соломенному дому была пристроена еще одна круглая секция, тоже соломенная, и больше ничего.
Ну, думаю, не может такого быть. Если бы дом сгорел, то об этом были бы хоть какие-то искры в тамошней прессе. А если бы люди в нем замерзли, то тоже что-нибудь отыскалось бы про замерзших в доме алтайских пенсионеров. Нашлась только информация, что в конечном итоге, вместе с крышей и пристройкой, сделанной чуть позже, весь комплекс обошелся в 300 тысяч.
А вот как это жилище себя чувствует сегодня – очень интересная тишина.
Но я этого своему корешу не рассказал, а только подсунул несколько других газет, в которых тоже рассказывалось о соломенных домах, построенных в таких же холодных регионах нашего Отечества.
В общем, мой сосед очень сильно воодушевился и побежал заготавливать солому для будущего строительства. На прощание он мне сказал, что с него бутылка кефира, а с меня – соленый арбуз.
И вот, вчера я решил отправиться к своему соседу и выяснить, как у него дела со строительством соломенного дома. На месте я его не застал, но увидел только расчищенный под строительство участок рядом со старым его домом, а жена рассказала, что он умотал на своем пикапе за сваями, досками и соломой. Также она поинтересовалась у меня, кто вбил ее супругу в голову такую глупость о соломенном доме?
Я честно признался, что не знаю, но также сообщил ей, что соломенный дом – это не глупость, и я сам в следующем сезоне собираюсь такой дом строить себе.
На это бедная женщина покрутила пальцем у виска, но я совсем не обиделся – что взять с женщин? У них совсем другое разумение, и если бы слабому полу отдали на откуп все наше загородное домостроение, то мы все продолжали бы жить в пещерах и землянках. Ну, в крайнем случае в вигвамах. Шутка, конечно. В мазанках бы жили, не меньше.
На прощание соседская жена сказала, что ее муж так воодушевился, что всех своих односельчан, которые до сих пор живут в деревянных и кирпичных домах, стал считать дураками, ничего не понимающими в современном загородном домостроении. У меня сложилось такое впечатление, что за те дни, которые прошли с момента нашего расставания, он узнал о технологии соломенного строительства что-то такое, что ему позволило вдруг считать себя в этой сфере первым парнем на деревне.
В общем, я подумал, что может и на самом деле мне тоже стоит построить себе соломенный дом? В принципе, у меня и старый еще не завалился, но стать первым парнем на деревне никогда не поздно, и чем раньше – тем лучше. Думаю снова посетить соседа на днях и выяснить, как у него продвигаются дела.
Однако мне не дает покоя отсутствие сведений о том соломенном доме на Алтае, который построили себе за 15 тыщ тамошние пенсионеры. Поэтому я призываю своих читателей, неравнодушных к соломенно-глиняному домостроению, помочь мне поискать свежие материалы по этому интересному случаю. Даю приблизительные координаты: Алтайский край, Тальменский район, село Казанцево. Фамилии домовладельцев не играют роли, потому что дом могли продать, и обитатели сменились.
НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ О БЮДЖЕТНОМ ДОМОСТРОЕНИИ:
Дом из соломенных блоков может простоять и 100 лет, а сможет ли столько простоять обычный каркасник?
Как обустроить тёплую стеклянную крышу. Ответы на некоторые животрепещущие вопросы