Найти тему

Батальная мастерская. Лошади в Академии художеств.

"В тени огромных раскидистых деревьев тихого Академического сада стоит необычная стеклянная постойка. Утром здание сливается с пейзажем, словно в зеркале отражаются в стеклах небо и деревья, а вечером оно горит в темноте ярким желтоватым светом. Речь идет об одной из самых интересных мастерских Академии художеств с удивительной историей - классе батальной живописи. Выпускники этого класса были одними из самых выдающихся художников. У этой мастерской есть еще одна особенность, отличающая ее от других, - со времен основания здесь позируют лошади". Из книги "Традиции батальной мастерской".

Батальная мастерская при Академии художеств в Санкт-Петербурге уникальная. Лошадей нет ни в институте искусств во Флоренции, ни в Париже.

-2

Батальный жанр (от фр. bataille - сражение, битва) сформировался как жанр в Европе в XVI - XVII веках. В России утвердился в XVII веке. Считался наиболее привилегированным, "высшим" жанром.

-3

Тогда это было связано, во-первых, с государственной необходимостью создать пафос и героику войны и, во-вторых, с техническими сложностями работы в этом жанре ("сочинение" сцены баталии (сюжет и композиция), а также прорисовка природы, фортификации и артиллерии, судовой и городской архитектуры, оружия + военной амуниции).

Зауервейд А.И. Трубач кавалергардского полка. 1820-е гг. Бумага, акварель, карандаш. 21 X 27 см. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Зауервейд А.И. Трубач кавалергардского полка. 1820-е гг. Бумага, акварель, карандаш. 21 X 27 см. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Как и когда появилась батальная мастерская?

Начало XVIII века: кризис, нет руководителя этого жанра.

1820-е: постройка специального здания-манежа для рисования животных с натуры (деревянное здание в Литейном дворе Академии, не сохранилось).

1830-е: класс стал называться "живопись животных для баталий и других родов".

-5

1831: назначили руководителя (Зауервейд).

1848 - 1894: новый руководитель (Виллевальд). Постройка нового здания (старое пострадало от пожара в 1840-х).

С 1840-го: стали держать первую кавалерийскую лошадь (других арендовали в гвардейских полках),

1893: реформы в Академии (приглашение на должности руководителей мастерских художников-передвижников).

1897: новый яркий руководитель (Ковалевский). Расширил специфику жанра (обучал пейзажу, изображению животных, портретам людей). Перестройка батальной мастерской (актуальный вид: стеклянная постройк с конюшней). Архитектор: Свиньин (он же: здание Этнографического музея, корпус Бенуа Русского музея).

-6

1903: предложили должность руководителя В.А. Серову (отказался). Новый руководитель: Ф.А. Рубо. Не связывал учеников с узкими батальными задачами. В мастерской ежедневно позировали еще быки, собаки.

1911: новый руководитель (последний в дореволюционной России): Н.С. Самокиш.

1918: упразднение Академии (преобразована в Петроградские государственные свободные художественно-учебные мастерские).

-7

1928: преобразована в Высший художественно-технический институт.

1930: Институт пролетарского изобразительного искусства.

С 1918 года: в Академии преподавал художник Петров-Водкин. 5 лет из 15 занимался мастерской, в которой во время революции была столовая. Жанра "батальный" не существовало. Традиции сохраняли прославленные выпускники этого жанра. После ухода Петрова-Водкина мастерская была разграблена.

1932: благодаря И.И. Бродскому Академия была преобразована в Институт живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской академии художеств (в 1944 году присвоено им. И.Е. Репина).

1934: появился руководитель (Р.Р. Френц). Был связан с цирком. Стали приводить лошадей, обезьян. Пережил трудные военные годы и продолжил преподавать после.

-8

1956 - 1988: руководителем был Е.Е. Моисеенко. Мастерская стала называться при нем "бывшая батальная мастерская". Лошадей приводили из конноспортивных школ. В годы перестройки мастерская прекратила свое существование.

1996: по инициативе В.В. Загонека мастерская возобновила свое существование. Связался с бывшей студенткой Академии Ксенией Далецкой (большая любительница животных). Она привела свою лошадь на Васильевский остров.

До сих пор мастерской руководит Загонек, а лошадьми занимается Далецкая.

Только одну лошадь специально приобрели для студентов. Остальных спасли от сдачи на мясо.

Аренда бесплатная, корм за свой счет. В конюшне работаю волонтеры.

Материал я создавала в 2021 году. Актуальную информацию о существовании мастерской не знаю, но, надеюсь, она существует и процветает.