Александр Твардовский родился в 1910 году на Смоленщине, в хуторе Столпово, как назывался крохотный клочок земли, приобретенный его отцом. Ни в коем случае нельзя было завидовать обладанию этим участком земли. Но для его отца, который много лет работал кузнецом, чтобы заработать достаточно, чтобы внести депозит, требуемый банком, эта земля была драгоценной, даже священной. И с самого первого дня он учил детей любить и уважать его.
Отец Александра был человеком грамотным и даже по деревенским меркам начитанным. Книги в их доме не были редкостью, и зимой целые вечера отдавались чтению вслух.
Мальчик начал писать стихи еще до того, как научился правильно читать и писать. Не было ни размера, ни рифмы, ничего поэтического, но он отчетливо помнил, что у него было горячее желание, такое страстное, что чуть не разорвалось сердце, добиться всего этого — и ритма, и рифмы, и музыки, — желание дать, родить их, и без промедления.
Летом 1925 года Твардовский впервые попал в печать со стихом «Моя дача» в смоленской газете. В 18 лет Александр уехал в Смоленск, где поступил в пединститут. Он успешно отучился там два года, а потом поступил в Московский институт истории, философии и литературы.
Этот период был, пожалуй, самым решающим и значительным в его литературной карьере. Это были годы, когда в деревне шла великая реорганизация на принципах коллективизации. Все, что происходило в то время в колхозах, чрезвычайно сильно касалось его — и в бытовом, и в социальном, морально-этическом отношении.
Оторвавшись от книг и учебы, Твардовский выезжал в колхозы в качестве корреспондента районных газет и горячо выискивал все, что составляло вновь складывающийся быт в деревне.
После каждой поездки он записывал для себя, что нового он открыл в сложном процессе становления колхозной жизни. Все это составило тему его стихотворения «Страна Муравия» в 1936 году, получившего одобрение читателей и критиков. Автор считал это стихотворение настоящим стартом своей литературной карьеры.
Его главным литературным произведением во время Второй мировой войны был «Василий Теркин».
Какова бы ни была внутренняя литературная ценность этого стихотворения, ему доставляло истинное счастье знать, что его произведение принесло какую-то пользу. Тёркин был его лирикой, его памфлетом, его песней и его проповедью, его анекдотом, его сказочной фантазией, его задушевным разговором, его диалогом с событием.
Примерно в то же время, когда Александр написал «Василия Теркина» и его стихи «Фронтовой хроники», он начал «Дом у дороги», который закончил только после войны. Его темой была война, но с другой стороны — с точки зрения дома и семьи, жены и детей солдата и того, как они прошли войну.
Всегда рядом со стихами Твардовский писал прозу — репортажи, очерки и другие статьи, рассказы. В мыслях и планах на будущее проза всегда занимала более обширное место.
Если он знал Смоленщину и получил от нее несколько счастливых и бесценных воспоминаний только потому, что там жили его мать и отец, то с Сибирью, с ее суровой и великолепной красотой и сказочными перспективами, он познакомился, когда достиг зрелости. Эта новая связь с «дальними землями» оказала непосредственное влияние на его главную работу 50-х годов "Космонавту".
С середины 50-х годов значительную часть рабочего времени он посвящал редактированию журнала «Новый мир».
Вскоре после распада «Нового мира» Твардовский перенес инсульт, приведший к потере подвижности и речи, а в больнице у него диагностировали запущенный рак легких.
Писатель умер 18 декабря 1971 года в селе Красная Пахра Московской области. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
"Василий Теркин" - моё любимое произведение Твардовского на данный момент. Это не просто поэма, это олицетворение Героя, гражданина страны на защите своей Родины.