В детстве кажется, что год длится целую вечность. Чем взрослее мы становимся, тем больше такое ощущение напоминает мираж. Почему? Отвечает Александр Кутенев, невролог, геронтолог, к.м.н., заведующий кафедрой геронтологии, физической и реабилитационной медицины факультета непрерывного медицинского образования медицинского института РУДН.
Почему с возрастом время летит?
Речь идет не столько о физическом или философском понятии времени, сколько о субъективном восприятии его человеком. Существует несколько теорий возрастного восприятия времени. Одна из них объясняет «замедление» времени в детстве обработкой большого количества информации и ускоренной работой мозга. Другая – ускоренным метаболизмом. Третья – соотношением промежутков времени с длительностью прожитой жизни. Но ни одна из них не дает полного и исчерпывающего объяснения. Более того, восприятие времени индивидуально и может различаться у людей одного и того же возраста в одинаковых условиях.
Оно зависит от времени суток, эмоционального состояния, как долго человек оценивает и анализирует либо свое внутреннее состояние, либо окружающий мир. Для людей старшего возраста характерно более частое погружение в себя, жизнь в привычном и однообразном мире, где можно включить так называемый «автопилот». Такое трансовое состояние «вырезает» из памяти целые события, и день становится якобы короче, время летит быстрее.
В конце 60-х годов прошлого столетия американский ученый Франц Халберг изобрел тест индивидуальной минуты. Он оценивает не только субъективное восприятие времени, но и психологическое состояние испытуемого, его адаптационные возможности. У человека со сниженной адаптацией, в состоянии дистресса, индивидуальная минута значительно короче хронологической и реальное время для него течет медленнее. У пожилых людей и лиц, которые испытывают постоянную или периодическую усталость, которые принимают замедляющие метаболизм и успокаивающие препараты, индивидуальная минута длиннее хронологической – время для них идет быстрее. Это косвенное подтверждение метаболической теории. Вполне возможно, что на восприятие времени оказывают влияние симпатическая нервная и эндокринная система.
Во время гипнотерапии ощущение времени может исчезать вообще. А «перемещение» пациента в детство в гипнотическом состоянии вызывает ощущение замедления времени. В этом случае налицо психологическая, психическая составляющая оценки скорости течения времени.
Как мозг «понимает», что прошло именно 5 минут, а не полчаса?
Наш мозг в оценке времени опирается на собственные физиологические процессы, которые повторяются с той или иной степенью регулярности, то есть имеют ритм. Это и дыхание, и сердцебиение, и саккады (движение глазных яблок), вполне возможно – и собственные биоритмы мозга. При этом внутренние процессы находятся в постоянном взаимодействии с внешними раздражителями.
Какие нейроны отвечают за восприятие времени?
Пока не обнаружены отдельные нейроны, которые ответственны за восприятие времени. За это отвечают в большей степени скорость реагирования, согласованность и последовательность работы группы нейронов разных отделов мозга.
Почему старение искажает восприятие времени?
С возрастом снижается активность работы всего организма. Замедляется проведение импульса по нервному волокну, скорость обработки информации нейронами, уменьшается само количество нейронов. Замедляется метаболизм, активность симпатической, эндокринной, двигательной систем. Пожилой человек, как правило, не успевает сделать тот объем работы в течение дня, с которым легко справлялся в молодости. Возникает ощущение нехватки времени и его ускоренного течения.
Возможно ли поддерживать эти нейроны, чтобы они не «изнашивались»?
Поддерживать работоспособность и количество нейронов необходимо. Первое – не убивать их алкоголем, другими токсическими веществами, дистрессом. Второе – обеспечивать достаточное кровообращение головного мозга: поддерживать нормальный уровень артериального давления, проводить профилактику атеросклероза и вовремя лечить заболевания. Третье – тренировать мозг, создавать новые нейронные связи посредством интеллектуального, духовного и физического развития. Например, изучать иностранные языки, ходить на экскурсии, приобретать новые навыки, освоить медитативные практики и регулярно заниматься физической культурой.
Редактировала текст Алина Тё.