Отрывок из книги Бобби Овсински How To Make Your Band Sound Great. Перевод 2017 года
〰〰〰〰〰〰〰〰〰〰〰
В тот момент своей жизни, когда многие профессиональные музыканты уже немного измучены и истощены, Брайан Рэй всё ещё обладает той же весёлостью и энтузиазмом, какие у него были в 15 лет, когда играл в своей первой любительской группе. Не важно то, что он стоит - как многие могут подумать - на музыкальной вершине, находясь в турне-группе Пола МакКартни, или что его карьера усеяна большими концертами и написанием хитов (например, №1 в трёх форматах для Смоки Робинсона), - Брайан всё ещё тот же приземлённый парень, которого ты ожидал бы встретить в местном ночном пабе по вторникам.
Брайан был очень любезен поделиться опытом, собранным из широкого спектра событий - начиная с игры в клубах и на вечеринках и заканчивая написанием хитов и сотрудничеством на сцене со многими музыкальными легендами по всему миру.
• Ярчайшее событие 2022 года, по мнению Пола МакКартни
"Как ты попал в бэнд к МакКартни?"
На вечеринке по случаю моего дня рождения мой друг Эйб [ударник Эйб Лэбориэл-мл.], с которым мы были в турне с Милен Фармер и Джонни Холлидеем, сказал мне, что теперь работает с Полом МакКартни, и они собираются в турне, но ищут гитариста, который мог бы играть на бас-гитаре. Я просто поднял руку и сказал: “Я хочу попытать счастья”, что было мне абсолютно несвойственно. Меня всегда приглашали на концерты благодаря сарафанному радио, обычно я был слишком застенчив, чтобы так за себя постоять.
Через несколько недель мне позвонил продюсер Пола Дэвид Кан и пригласил в свой офис в Голливуде. Мы просто поговорили о музыке, а потом он вручил мне бас, я немного поиграл, пока мы просто болтали. Затем он вручил мне гитару, мы поболтали ещё немного, когда он наконец сказал: “Мы готовим одну песню на Супер Боул в 2002-м и ищем того, кто мог бы играть на басу. Ты в деле?” Конечно, я был в деле! Он сказал, что они присматривались к нескольким другим парням, но он чувствует ко мне симпатию и выдвинет мою кандидатуру. На следующий день я получил телефонный звонок с просьбой быть уже через день в самолёте в Новый Орлеан, чтобы играть с Полом МакКартни!
Я сыграл эту песню, и всё, вроде, получилось. Затем, пожимая Полу руку, я сказал: “Спасибо. Для меня это была настоящая честь, и если мы с Вами больше не увидимся, большое спасибо”, - и тут я понял, что не могу отпустить его руку [смеётся], но он пригласил меня обратно в бар выпить с остальными участниками бэнда. В конце вечера он прощался со всеми и сказал: “Добро пожаловать на борт, Брайан. Держись Эйба и Расти [гитарист Расти Андерсон], они введут тебя в курс дела, а мы увидимся с тобой через пять недель”.
Я не мог поверить, что меня приняли всего после одной песни! Поэтому я буквально побежал домой и начал оттачивать мастерство и зубрить. Я тренировался так, будто готовился к Олимпийским играм, и прошёл весь его материал от Битлз до Wings и сольного материала - я занимался этим на протяжении всех пяти недель, зная, что он может войти и поменять всё, что я выучил, или даже просто уволить меня. Таким образом, я не рассматривал это как новую работу, скорее, как очередное прослушивание.
Получилось так, что у нас было пять дней репетиции - вместе как бэнда - до приезда Пола, так что мы были все подготовлены к тому времени, когда он приехал. После первой репетиции он сказал: “Эй, парни, звучит великолепно. Увидимся завтра”. И вот здесь я на самом деле впервые позволил себе подумать: “Я еду в турне с Полом МакКартни”.
• Секретный концерт МакКартни в Abbey Road Studios в 2018 году
"Страшно, должно быть, играть его партии в его же присутствии".
Да просто в голове не укладывалось. Наверное, я нервничал, но я просто особо не поднимал глаза в эти первые две недели. Всё, что я только и мог делать, - это одновременно играть и петь партии правильно, потому что там много контрапунктового вокала, где ты поёшь и играешь в двух направлениях. У меня не было времени или энергии для экзистенциальной идеи играть на бас-гитаре для басиста Битлз [смеётся].
• Документальный сериал McCartney 3,2,1
"Каким оборудованием ты пользуешься на живых выступлениях?"
У меня есть две басовые установки Ashdown с "головами" [раздельными усилителями], которые стоят за кулисами. Затем у меня имеются также два гитарных усилителя Divided By 13. Я использую на сцене две 19-ваттных "головы" 9/15 и два "кабинета" [акустическая система, предназначенная для использования с басовым усилителем] 2x12 с простой педальной клавиатурой. Кроме того, я играю на 12-струнной гитаре на Band On The Run и на акустической 6-струнной гитаре на многих песнях, так что мне нужно быть готовым играть на различных инструментах на каждой исполняемой нами песне.
• Коллекция 7” синглов Пола МакКартни
"Какие гитары и бас-гитары ты используешь?"
Когда я играю с Полом, я использую ’61 Les Paul SG, ’65 Reissue SG и ’59 Gretsch Double Anniversary, которые мне нравятся. Я играю на бас-гитаре Gibson SG и бас-гитаре Guild M85 из начала 80-х. Я также использую 12-струнную Taylor и 6-струнную ’63 Gibson Dove. Ещё иногда я пользуюсь гитарой James Trusart, гитарой Patick James Eggle или множеством других гитар, как, например, Les Paul, хотя, думаю, в следующем турне я буду играть на Les Paul Jr.
• Самый долгий роман Пола МакКартни. Кто эта знакомая незнакомка?
"Ты сказал, что используешь простую педальную клавиатуру. Чем ты пользуешься?"
Я использую Demeter Compulator, Divided By 13 Joyride (прекрасная овердрайв-педаль) и Dyna-Ranger для подъёма высоких частот, педали задержки и модуляции Line6, педаль громкости и Divided By 13 Switchazel, внутри которого есть буфер. Затем - хотите верьте, хотите нет - я пользуюсь Alesis Mirco-Reverb для некоторых песен Битлз, когда нужна некоторая реверберация на сцене. Это сценический ревербератор с лучшим звучанием из всех, которые я слышал.
• Магия ремиксов Битлз: Крис Холмс о Поле МакКартни и не только
"Насколько отличается игра с Полом от всех других концертов, в которых ты участвовал?"
Он призывает нас делать всё, на что мы способны, на максимально возможном уровне. С ним на самом деле классно работать, он не очень строгий, но сам материал очень требовательный и требует сосредоточенности. Есть о чём подумать, когда ты должен петь фоновый вокал, интенсивно играя это же во время почти трёхчасового шоу. В большом количестве его пост-битловского материала имеется много песенных конструкций, которые не столь просты или предсказуемы, как можно подумать.
Мы недавно разучили песню из репертуара Wings под названием Mrs. Vandebilt, которую мы играли на концерте в Киеве. В ней всего три аккорда, затем средняя часть с ещё тремя аккордами, и ты думаешь, что это будет очень просто, но песенная форма такая странная и абсолютно непредсказуемая, что хотел бы я посмотреть на того, кто сможет точно сыграть эту песню с первого раза. Таким образом, музыка просто требует большой концентрации. Хочется стараться изо всех сил, когда ты играешь эти песни вместе с вокалом для этой аудитории, для которой мы приезжаем выступать.
• Денни Лэйн: “Я не трепетал перед Полом МакКартни”
"Какой совет ты дашь тому, кто только начинает играть в группах?"
Я сказал бы, что надо слушать больше, чем ты играешь. Обращай внимание на сильные доли от барабанов и баса и играй эти сильные доли с полной уверенностью. Играй с позитивными эмоциями и рассматривай это как нечто более важное, чем энергичная или технически искусная игра. Игра с позитивными эмоциями и хорошим внимательным настроем - вот что самое важное.
И направляй уши и тело в сторону того, кто в твоей группе поёт. Те, кто выделываются и поворачиваются в другую сторону, когда кто-то другой тянет всю песню, не содействуют общему делу. Нужно действительно ориентироваться на певца, когда ты играешь.
• Пол МакКартни неожиданно посетил онлайн-урок
Перевод © Lily Snape
Оригинал: Brian Ray Interview Excerpt
Первоначальная публикация перевода