Найти тему
Ратибор Волхов

Могло ли ВАДА умышленно задержать результаты допинг-пробы Валиевой в интересах сборной США в командном турнире?

Пока что в настоящем нас мало что радует, а будущее столь не определено, что и прогнозировать что-то бессмысленно, поговорим лучше о прошлом. Не о таком уж и далеком прошлом, тем более что в нём осталось немало невыясненного.

Прошёл уже почти год с того момента, когда спортивный мир взорвала новость о положительной допинг-пробе Камилы Валиевой. Случилось это, как мы все помним, аккурат после победы сборной России на командном турнире в Пекине. Только вот проба была взята почти за полтора месяца до этого – 25 декабря на Чемпионате России.

Вопрос: почему ВАДА задержало обнародование результатов допинг-пробы одной из главных претенденток на олимпийские медали, до сих пор будоражит умы. Сейчас достоверно известно только одно: минимальная доза запрещённого вещества была действительно обнаружена в организме Камилы Валиевой. Этот факт не оспаривает даже сторона её защиты, хотя среди некоторых российских болельщиков бытует мнение в то, что это неправда. (Рассматривать в настоящей статье это заблуждение, ставшее следствием исключительно слепой веры, я не буду – надеюсь, что будет возможность провести более обстоятельный разбор на тему, что в действительности могло случиться с Валиевой.)

Нынче по мере странного развития дела Валиевой появляется всё больше версий, как правило, каждая новая всё больше становится похожа на ненаучную фантастику. Однако самая очевидная версия, которая, казалось, всегда лежала на поверхности, так и не была озвучена.

Для начала, безусловно, нужно отметить, что у нас нет доказательств того, что задержка результатов допинг-пробы Валиевой стала следствием злонамеренных действий со стороны ВАДА. Однако мы знаем, что от этой организации, напрямую связанной с некоторыми интересными структурами в США, ожидать можно многого. Репутация ВАДА давно уже подмочена. Если исходить из того, что это не была обычная халатность, то для того, чтобы усугублять свою и без того не безгрешную "карму", чиновникам из ВАДА нужны были веские основания. Поэтому популярная в некоторых кругах российских болельщиков версия о том, что ВАДА в сговоре с ИСУ и МОК специально задержали результаты, чтобы активировать скандал с 15-летней претенденткой на олимпийское "золото" именно во время самих Игр, дабы дать повод для поднятия возрастного ценза, мягко говоря, сомнительна.

Во-первых, ИСУ тогда ещё находилось под чутким надзором Александра Лакерника, занимавшего пост вице-президента, отвечавшего за фигурное катание.

Во-вторых, прямой заинтересованности в этом вопросе у ВАДА не было.

Как видите, уже сразу дебет с кредитом не сходятся. Если копнём дальше, то расхождением между ними будет только усугубляться.

О том, что возрастной ценз поднимут, ещё до Олимпиады знали практически все. "Ревнителям веры", искренне считающим, что всё, что рождается к западу от российских границ, направлено исключительно на то, чтобы напакостить России, хочу заметить, что это далеко не так. Как любят говорить "бледнолицые разносчики демократии": "ничего личного – только бизнес". И здесь речь шла не столько о желании как-то ущемить российское женское одиночное катание (это был небольшой побочный бонус), сколько об интересах бизнеса.

Популярность фигурного катания в мире начала стремительно падать – этот прискорбный факт трудно отрицать. Во многом в этом виноват оказался ИСУ с его многолетней политикой: "выиграл Олимпиаду – уходи, дай место другому". В послевоенной истории, например, женского одиночного катания лишь Катарине Витт удалось выиграть две Олимпиады (1984, 1988). Собственно говоря, до неё лишь легендарной Соне Хени удавалось стать многократной олимпийской чемпионкой в женском одиночном катании, но было это между мировыми войнами (1928,1932,1936).

Однако современный спорт, в который пришли большие деньги, подчиняется законам шоу-бизнеса: нужны "звёзды" и не только одноразовые, нужен закрученный сюжет противостояния – как в реслинге – вот уж где вращаются огромные деньги, которые фигурному катанию, к сожалению, и не снились.

После того, как в 90-х две Олимпиады подряд (1994, 1998) в женском одиночном катании выиграли дети: Оксана Баюл и Тара Липински, ИСУ озаботился ужесточением возрастного ценза. И кое-что из этого вышло: появились "долгоиграющие" чемпионки Мишель Кван и Ирина Слуцкая, противостояние которых занимало болельщиков на рубеже тысячелетий, но обе так и не выиграли олимпийское "золото".

Но, по крайней мере, на время дети перестали главенствовать, однако потом появилась Этери Тутберидзе и смогла поставить на поток то, о чём все знали, но никому не удавалось сделать до неё.

В самой известной в мире индустрии спортивных развлечений – уже упомянутом реслинге - есть поговорка: "Это то, что лучше для бизнеса". Так вот, то, что сделала Тутберидзе, было хорошо "для её бизнеса", но в целом "для бизнеса" деятелей от фигурного катания пошло во вред.

Для раскрутки интереса необходимо длительное противостояние, нужна принципиальная борьба на протяжении всего олимпийского цикла (3-4 года), которая бы завершилась победой одной из непримиримых конкуренток. А благодаря Тутберидзе возникла опасность того, что три года будут яростно бороться одни, а в олимпийский сезон приходит 15-летня дебютантка, берёт олимпийское "золото" и уходит. Это очень плохо для бизнеса: нет закрученного сюжета. И сей непреложный факт понимали все без исключения (полагаю, даже сама Тутберидзе).

Именно это стало причиной поднятия возрастного ценза. Никаких дополнительных стимулов в виде допингового скандала тут не требовалось.

"Ревнителям веры" я бы ещё заметил, что дело тут не только в России и Тутберидзе. Посмотрите: кого стали привозить японцы на мужские турниры. Женоподобные азиатские подростки интересные разве что фанатам аниме – это тоже плохо для бизнеса, это не мужское фигурное катание.

Добавлю, что решение принималось уже после отстранения России. Если дело было бы только в российских фигуристках, зачем его принимать, если всех российских фигуристов всё равно отстранили на неопределённый срок?! Иноземные "злыдни" мазохизмом заниматься не любят, они везде ищут свою выгоду.

Однако, как бы это помягче выразиться, неумные и некомпетентные люди, наделённые какими-то полномочиями, - это ведь не только наша, российская, беда, воспетая в анекдотах, это беда всеобщая. Поэтому не стоит удивляться, что в ИСУ тоже есть такие неумные и некомпетентные люди. Стоило кому-то из них брякнуть что-то по поводу того, что возрастной ценз поднят был, в том числе, из-за заботы о психологическом состоянии несовершеннолетних спортсменов, сославшись на ситуацию в Пекине с Валиевой, как у нас тут же восприняли это, как "явку с повинной".

Тут надо понимать, что реальная причина поднятия возраста заключена в деньгах: как бы это цинично не прозвучало, но взрослые спортсмены продаются лучше, чем дети; не нужно тратить время на переговоры с родителя как законными представителями, не нужно смотреть на ограничения по возрасту; в конце концов, совершеннолетнюю спортсменку можно раздеть!!! "Реклама – двигатель прогресса!" Не всё можно рекламировать несовершеннолетним. Да и смотрятся совершеннолетние лучше, привлекательнее, и для болельщиков, и для рекламы.

Вы хотели, чтобы в ИСУ сказали это?! Нет, правда в мире, погрязшем в ханжестве и лицемерии, недопустима. Вот и придумали объяснение, что, дескать, делается всё, чтобы снизить риск получения физических и психологических травм несовершеннолетними спортсменами. Дело Валиевой просто удачно попалось под руку.

Именно поэтому-то они стремились поднять возраст до 17, поскольку полных 17 должно исполниться по состоянию на начало сезона, то есть на 1 июля. Это означает, что фактически фигуристка (или фигурист) станет совершеннолетней (совершеннолетним) по ходу сезона. Никаких других преимуществ, кроме финансовых вливаний, иноземным федерациям это не давало, ведь 17-18-19-летние российские фигуристки всё равно будут продолжать доминировать. 17-летняя Анна Щербакова это показывала неоднократно по ходу сезона: до того злополучного Чемпионата России она выиграла два этапа Гран-при, показав недостижимые для иностранных фигуристок результаты. Ещё один этап выиграла 17-летняя Трусова. 18-летняя Косторная была дважды в призёрах этапов Гран-при, уступая только российским фигуристкам. И не забывайте о Туктамышевой, которая на этапах Гран-при в том сезоне также дважды финишировала вслед за Валиевой.

Есть ещё один важный момент: о том, что 15-летние фигуристки, исполняющие четверные прыжки, это хорошо, говорили только в России, но Россия – это ещё не весь мир. Остальному миру для поднятия возрастного ценза не требовалось дополнительного стимула в виде допингового скандала.

Более того, вопрос о поднятии возрастного ценза поднимался задолго до Олимпиады; решение не принималось только потому, что российским представителям в ИСУ удавалось откладывать его рассмотрение. Но обычно такие изменения в правилах вводятся после Олимпиады. Если бы России не удавалось переносить рассмотрение вопроса, то, скорее всего, решение бы было принято до Олимпиады, а введено в действие уже с этого, первого после Олимпиады, сезона. И заметьте, без всякого допингового скандала.

К тому же, тем, кто стремился поднять возраст, наоборот, была выгодна победа Валиевой. Две подряд победы на Олимпиаде 15-летних фигуристок в их дебютном сезоне стали бы лучшим аргументом для поднятия возрастного ценза. Раньше происходило именно так.

И, кроме того, если даже предположить, что на всякий случай решили подстраховаться, то нужно было быть твёрдо уверенным, что КАС встанет на сторону Валиевой и допустит её к соревнованиям, на которых она всенепременно развалится. А если бы вдруг пошло всё не так, тогда для желающих поднять возраст было бы только хуже.

Так что, цель поднятия возрастного ценза изначально заключалась в том, чтобы попытаться сделать карьеры более долгими, а возраст более зрелым, и делалось это всё ради денег.

Повторюсь, личного интереса у ВАДА в этом не было никакого и подставляться ради этого было незачем!

Другая версия, тоже популярная у российских болельщиков, что, дескать, таким незадачливым способом иноземные "злыдни" хотели подставить лично Тутберидзе и заодно всё российское фигурное катание. Но как я уже говорил выше, не всё, что делается там, направлено против нас. Если бы они, действительно, захотели подставить Тутберидзе и весь российский спорт, то лучше всего было бы это сделать накануне открытия Игр: устроить скандал, завопить о допинге в России, требовать не допускать российских спортсменов, а заодно измотать нервы и самой Тутберидзе, и её воспитанницам, всему российскому фигурному катанию и всей олимпийской сборной вообще. В этом для "злыдней" был бы смысл, а так чего они добились? Ну, вякнул там чего-то сын эсэсовца Томас Бах – так он много чего вякает в последнее время, причём его заявления противоречат не только друг другу, но и здравому смыслу. Но продолжения-то не было: в приоритете бытовая версия, к которой тренерский штаб не имеет никакого отношения. За уши не притянешь. Тутберидзе спокойно ездила в США к дочери, а, как вы, наверное, помните, "очень любящий" Россию глава USADA грозил ей привлечением к уголовной ответственности по законам США о борьбе с допингом в спорте. Оказался "пустой базар".

Ещё одна популярная версия: "во всём виноват Чубайс". Шутка. У нас сразу заговорили, что, дескать, в этом замешаны внутренние конкуренты то ли Тутберидзе, то ли Валиевой.

В общем-то, чем тратить время на эту абсолютно нереальную версию, легче, в стиле Прокопенко с РЕН-ТВ, предположить, что в ВАДА заправляют рептилоиды. Даже это будет больше похоже на правду.

Сами посудите: если бы были замешаны внутренние "злыдни", то, даже если предположить, что они как-то договорились с ВАДА, им уж точно было бы невыгодно затягивание результатов. Наоборот, нужно было бы, чтобы их объявили как можно раньше. Во-первых, это освобождало бы место в сборной; во-вторых, давало бы место в командном турнире; в-третьих, убирало бы одну из главных конкуренток. В общем, "заговор рептилоидов" выглядит куда более вероятным.

Теперь от ненаучной фантастики перейдём к тому, что в действительности могло произойти, если, конечно, речь не идёт об обычной халатности сотрудников той самой лаборатории.

Честно говоря, в халатность верится не очень. Возможно, там сидят люди, которые, окромя пробирок с, пардон, мочой и кровью, ни о чём другом не думают, но вряд ли они могли не знать, что Валиева – одна из главных претенденток на медали в Пекине. Наверное, это обстоятельство должно было им как-то придать ускорение даже без скипидара.

Итак, что же могло побудить ВАДА пойти на подобный шаг?

Мы знаем, что у истоков создания этой глобалистской организации стояли власти "самой демократической в мире страны", где когда-то очень "любили" индейцев и так "заботились" о неграх, что специально вывозили их из Африки, чтобы дать им работу в Новой Свете.

Американцы никогда не делают ничего просто так, и, разумеется, в отличие от нас, своего не упустят, поэтому ВАДА держат крепко. Впрочем, это не означает полного беспредела, как у нас принято думать. Беспредел, но в рамках разумного. В пробирку, поверьте, ничего подсыпать практически нельзя – можно только поцарапать, если дать её в руки МакЛарену.

Теперь представьте себе, что в одной из лабораторий ВАДА узнают, что в допинг-пробе одной сильнейших российских фигуристок, которая точно будет заявлена в командный турнир на Олимпиаде, обнаружена минимальная концентрация запрещённого вещества. Какая радость! Ура, товарищи! Нет, не потому, что русским можно напакостить – это не интересно для бизнеса, а потому, что можно помочь американцам – вот "это лучше для бизнеса".

Как это сделать? Не сообщать результаты. Ведь если сообщить эти данные вовремя, русские заменят эту фигуристку на другую в командном турнире, а любая российская фигуристка обеспечит 10 баллов в копилку команды.

А американцам так хочется впервые в истории выиграть командное "золото" Олимпиады! Будет ли у них второй шанс? У них собралась сильная сборная, но в парах и особенно у женщин участники явно не добирают. Что делать? А вот он выход!

Итак, предположим, что сотрудники лаборатории, в которой исследовалась допинг-проба Валиевой, передали эту информацию по инстанциям наверх своему руководству. И вот тут самое интересное, опять же, это только предположение, но, если ВАДА в целом подконтрольно властям США и людям, которые за ними стоят, то упустить такой шанс никак нельзя.

Смотрите, какая вырисовывается комбинация: они знают, что Валиева будет выступать в команде, замена её ничего им не даёт; значит, надо дать ей выступить, а потом опубликовать результаты допинг-пробы и поднять вопрос о дисквалификации Валиевой и аннулировании её результата. К кому тогда перейдёт "золото"? К сборной США.

Комбинация, достойная Остапа Бендера!

Но есть и минусы, и немало вопросов.

Во-первых, как сделать так, чтобы не "протекло" и "всемогущие" русские хакеры и, разумеется, "вездесущие" Петров и Боширов чего-то не пронюхали; чтобы никто не "стукнул" Лакернику?

Во-вторых, остальные допинг-пробы Валиевой чистые, в том числе и те, что сданы во время Олимпиады. Попадание её в команду произошло по вине ВАДА – это не оспаривается. В этих условиях отобрать "золото" у сборной России и передать его американцам будет сложнее. Да ещё и допинг не допинг и концентрация минимальная!

Другой вопрос: а не было бы логичнее озвучить результаты перед последним днём командного турнира? Конечно, сразу со сборной России очки бы не сняли, но вдруг русские бы не справились с давлением и что-то завалили? Маловероятно, конечно, но что американцы бы теряли в этом случае? Или они боялись, что 10 лишних баллов им не хватит для победы? Поэтому решили подстраховаться? Но это уже вопросы тактики.

Пока же, как представляется, если в действиях ВАДА был злой умысел, то единственная версия, которая его объясняет именно эта: желание помочь сборной США в командном турнире задним числом заполучить российское "золото". Других объяснений я не вижу. Если, конечно, был злой умысел ВАДА, но, может, его и не было, и всё, что случилось – просто трагическое стечение обстоятельств? Правда, пяти российским фигуристам, которые находятся в подвешенном состоянии, без вины виноватым, от этого не легче…

© Ратибор Волхов, 01.02.2023