Мы неоднократно рассказывали о масштабных инициативах советского периода, которые по разным причинам так и не воплотились в жизнь. Реализация некоторых архитектурных проектов прошлого могла бы существенно изменить облик ряда городов, включая Москву и Санкт-Петербург. Чего только стоит попытка возвести в столице величественный Дворец Советов, которому отводилась роль новой доминанты Белокаменной.
Однако и в истории современной России можно вспомнить несколько довольно смелых задумок, призванных внести кардинальные изменения во внешний облик того или иного города. Относится это и к Северной Столице, где к подобного рода инициативам по понятным причинам подходят с особым трепетом.
Памятник апостолу
Многие помнят нашумевшую историю с высотным комплексом «Охта-центр», закончившуюся в итоге строительством крупнейшего в Европе небоскреба на окраине Петербурга. Однако далеко не все слышали об идее, которая обсуждалась примерно в то же время — ее реализация могла серьезно отразиться на исторической панораме Кронштадта.
В 2009 году Комитет по градостроительству и архитектуре (КГА) Смольного одобрил проект памятника Андрею Первозванному (см. визуализацию проекта) — небесному покровителю моряков. С учетом пьедестала монумент должен был возвышаться почти на 120 м в Финском заливе в створе Большого Морского канала и встречать прибывающие в Петербург суда.
Сама задумка появилась еще в 1996-м и принадлежит художнику Вячеславу Чеботарю, который выиграл тогда конкурс на возведение памятника в честь 300-летия русского флота. Но осуществить концепцию ему не дали, а разработку проекта поручили скульптору Владимиру Оленеву. Последний умер в 2003-м, и его дело продолжил коллега Альберт Чаркин, которому помогали архитекторы Александр Сайков и Вадим Медников.
«Морские ворота Санкт-Петербурга»
Проект, получивший название «Морские ворота Санкт-Петербурга», удостоился неоднозначных оценок. Ряд архитекторов, а также непосредственно власти Кронштадтского района поддержали идею. Главная же критика со стороны противников состояла в том, что памятник высотой 65 м, стоящий на 55-метровом искусственном холме, затмит Морской собор святителя Николая Чудотворца (70,5 м) — один из главных символов Кронштадта.
Со стороны чиновников были нарекания другого рода. Они указывали, что реализовать в полной мере предложенный вариант будет крайне сложно с финансовой точки зрения. По задумке для памятника планировалось создать искусственную основу на дамбе, что само по себе требовало немалых затрат. К тому же авторы идеи предлагали в пирамиде-постаменте сделать музей ВМФ РФ. Также предусматривалось строительство отеля и парковки.
Инженеры и вовсе обращали внимание на невозможность возведения объекта на дамбе. По их мнению, грунты в этом месте не рассчитаны на дополнительную нагрузку и попросту не выдержат сооружение. Поэтому в качестве альтернативы в Градсовете предложили рассмотреть разрушенный форт «Император Павел I», где можно было бы реализовать данный проект в упрощенном варианте.
Знаковая достопримечательность Северной Столицы остается на бумаге
На протяжении нескольких лет продолжались споры относительно проекта. При этом окончательной ясности по поводу места строительства, как, впрочем, и итоговой высоты, не было. Не определились до конца и с материалом для монумента — бронза или гранит. Хотя сам Альберт Чаркин не терял надежд, будучи уверенным, что объект станет новой знаковой достопримечательностью Северной Столицы.
В итоге, в 2015-м КГА забраковал эту идею, сославшись на принятый в 2009-м закон «О границах зон охраны объектов культурного наследия». В заключении Комитета также подчеркивалось, что памятник исказил бы историческую панораму Кронштадта. Хотя, как отмечают некоторые наблюдатели, желающих вложиться в проект особо не было, поэтому его реализация в любом случае оставалась бы под вопросом.
Примечательно, что также рассматривался вариант установки памятника Андрею Первозванному в Пулковском парке — это предложение поступило еще в 2004-м. В декабре того же года на месте предполагаемого строительства заложили и освятили символический камень. Правда, монумент, который должны были возвести при участии все того же Альберта Чаркина, предполагался куда скромнее, чем в Финском заливе — 6 м в высоту. Но и эта задумка в конечном счете была отклонена. Кстати, примерно в те же годы, когда обсуждался «Андрей Первозванный», Зураб Церетели хотел возвести на Соловецких островах 100-метрового Иисуса Христа. Но это уже другая история, хотя и с известным концом.