2 часть. Рассмотрение шведской модели управление при помощи реально существующей компании
Рассмотрим модель управления на известнейшем шведском бренде, занимающимся розничной продажей мебели и товаров для дома, основанной Ингваром Кампрадом – IKEA. С 1943 года компания успешно существует и не останавливается на достигнутом, за время существования из частной компании, она превратилась в крупнейшее предприятие розничной торговли мебели. Руководство полностью занимается профессиональным ростом сотрудников и удовлетворением их амбиций. Нельзя было и усомниться в успехе компании, при высочайшей модели управления, строгом соблюдении корпоративных традиций и ценностей.
Стиль менеджмента IKEA
В компании принят демократичный стиль, как и подобает традиционной шведской модели, любой сотрудник может поговорить с руководителем и высказать свои пожелания. У высшего звена сотрудников нет даже отдельного кабинета, несмотря на высшее положение в компании, все обсуждают за общим столом.
Управленцы – это проводники компании и примеры для сотрудников, владеющие огромными знаниями и нужной компетенцией. Менеджеры не оказывают большее давление и контроль для плодотворной работы, а лишь стремятся побудить и мотивировать на нее собственным опытом.
Каждый сотрудник сосредотачивается на навыках, которые ему необходимы. Так, линейные менеджеры – совершенствуют навыки управления, наставники отвечают за обучение новичков, сотрудники, работающие с потребителями, работают над ростом навыка продаж и борются с напряжением. Это и является эффективным подходом, когда каждый занимается своей частью работы.
Корпоративная культура
В компании функционирует система, поддерживающий комфортный «климат» между сотрудниками, которая позволяет эффективно обмениваться информацией между отделами и магазинами.
Специалисты воспитывают новичка и прививают определенные традиции, мотивируют и поддерживают его, и сами сотрудники хотят стать важной «деталью» огромного механизма, действуя по принципам организации.
Проводится множество тренингов и обучающие семинары, позволяющие понять сотруднику близость к компании и, если ценности сотрудника совпадают с ценностями IKEA, то сотрудничество будет долгим и плодотворным.
Принципы IKEA
1. Вовлеченность в производство
Среднее и высшее звено, часто беседуют с посетителями - это позволяет понять рядовому сотрудники, что он такая же равная частичка, как и люди занимающие высшие должности.
2. Единство и значимость сотрудника
«Важно думать и заботиться о других, ставить их интересы выше своих. Каждый должен чувствовать свою значимость, даже девушки и юноши, которые моют нашу посуду – ведь мы и дня не продержимся без чистой посуды», - говорит основатель компании.
3. Простота
Одной из главных задач IKEA состоит в создании простого продукта, который будет понятен миллионам. Эта простота проявляется и во взаимоотношении у сотрудников.
4. Матричная структура управления
Каждый сотрудник подчиняется руководителю своего подразделения. В IKEA нет директоров, существует множество менеджеров, например, отвечающих за питание, логистику, поддержку клиентов, контроля финансовой деятельности и др..
5. «Выращивание» сотрудников внутри компании
Возможность сотрудника развиваться и двигаться по карьерной лестнице, как вертикально, так и горизонтально – один из привлекательных принципов компании. По результатам года, управленцы своего отдела проводят беседу с каждым сотрудником для оценки его результатов и постановки будущих целей. Работникам выдаются бонусы:
- Льготное питание
- Медицинская страховка
- Бесплатное обучение и др.
Заключение
Рассмотрев шведскую модель управления и реальный пример, можно сделать следующие выводы:
Шведские компании придерживаются традиционной модели управления, учитывающей интересы каждого «механизма», поддерживая его на всем свое профессиональном пути и давая возможность реализовать себя.
В структуре управления, иерархия условна и каждый менеджер для рядового сотрудника является не только тем, кто отдает приказы, но и учителем, который обучает, помогает и выслушивает.
Каждый работник самостоятелен в рамках своей ответственности, высшее управление не сомневается в выполнении их собственных обязанностей, поэтому каждый занимается свои делом и совершенствует навыки в своей компетенции.