Заместитель директора Центрального государственного архива Самарской области Кира Фролова и начальник отдела по использованию архивных документов Самарского областного государственного архива социально-политической истории Евгений Малинкин нашли два личных дела Геннадия Белова (1917 – 1992), одного из основателей современной архивной системы страны, руководителя Главного архивного управления при Совете Министров СССР в 1956 – 1972 годах. На пожелтевших от времени листах, сохранившихся в фондах СОГАСПИ, обнаружились подробности биографии этого человека.
Родители
В 1915 году крестьянин села Вязовый Гай Александр Белов решил обзавестись семьёй. В ту пору ему уже было 33, а его невесте Зинаиде Щепалиной недавно исполнилось 19. Он работал на железной дороге и ещё до Февральской революции 1917 года дослужился до должности начальника станции Кинель.
Вообще, тот роковой для России год стал переломным и для Беловых. Шестнадцатого августа родился сын Геннадий, а вскоре революционная буря вырвала отца семейства из привычной рутины и забросила в самую гущу социального водоворота. Александр Белов вдруг стал начальником и комиссаром движения Самаро-Златоустовской железной дороги, то есть в ведомственной иерархии кем-то вроде большевистского железнодорожного генерала. В 1919 году он попал под горячую руку наркома по военным делам Льва Троцкого.
Как впоследствии будет вспоминать Геннадий Белов, Троцкий «требовал водить поезда на идеях, на стремлении к мировой революции, а отец предполагал это делать на рельсах, пользуясь топливом». Впрочем, сын не очень хорошо запомнил все подробности этой драмы – он был ещё слишком мал, когда в 1920 году отец тяжело заболел и умер в Симбирске.
Жизнь и судьба
Едва ли у Геннадия воспоминаний о матери осталось больше, чем об отце. Мальчика воспитывала «симбирская» бабушка Татьяна Ивановна, неграмотная, но энергичная женщина. После окончания школы и фабрично-заводского училища он учился в железнодорожном техникуме, в 1934 году поступил в Средне-Волжский (Куйбышевский) индустриальный институт, который успешно окончил в 1940-м, получив специальность инженера-технолога. Впоследствии работал в управлении рабоче-крестьянской милиции, служил оперуполномоченным УНКГБ СССР по Куйбышевской области, после Великой Отечественной войны был доцентом Института международных отношений и Высшей дипломатической школы МИД СССР.
В архивную службу Белов пришёл в 1955 году, когда она находилась в структуре Министерства внутренних дел. Именно он, выпускник Политеха, сумел полностью реорганизовать отечественное архивное дело, вывести его из узковедомственного положения и переподчинить напрямую Совету Министров СССР – правительству страны. При Геннадии Белове началось внедрение новых методов архивного строительства. Под его руководством создавались архивы нового типа для хранения проектно-технической документации, материалов творческих организаций, документов на нетрадиционных типах носителей (кинофотодокументы, звукозаписи, телефильмы). Он – основатель популярного в среде нынешних историков и архивистов журнала «Отечественные архивы».
Белов создал в Главархиве отдел научных связей с заграницей, что позволило советским архивным учреждениям стать членами Международного совета архивов. Благодаря этому в государственный архивный фонд стали возвращаться уникальные документы по отечественной истории, культуре и искусству, долгое время хранившиеся за рубежом. По сути, этот человек создал такую систему архивного дела, которая безотказно работает в России по сей день.
Глазами документалиста
А ещё Геннадий Белов – автор мемуаров «Глазами документалиста». Небольшая книжечка вышла уже после его смерти, в 1994 году, мизерным тиражом и сразу стала библиографической редкостью. Несколько сотен экземпляров находятся сейчас не на самых видных местах в ведомственных книгохранилищах. Однако каким-то чудом отсканированную версию книги всё же удалось отыскать в библиотеке Самарского областного государственного архива социально-политической истории.
В ней среди бесценных воспоминаний современника и участника грандиозных исторических событий ХХ века удивительными жемчужинами сверкают несколько страниц, зафиксировавших свидетельства выпускника Куйбышевского индустриального института о быте и учёбе студентов нашего вуза 1940-х годов.
Наш институт был передан в систему Народного комиссариата оборонной промышленности. Студенты и преподаватели, которые не отвечали требованиям спецчасти, были отчислены или же уволены. Студенты были сведены в группы и стали проходить высшую вневойсковую военную подготовку с выездом в линейные воинские части. После сдачи экзаменов им присваивалось воинское звание среднего командира. Вспоминаю о настоящей воинской дисциплине. За всё время нахождения в строю не было никаких эксцессов. Был единый дружный коллектив. Шахматы, физкультура, музыка, концерты занимали всё свободное время, а его в армии было немного