Найти тему
Седые хроники времён

"Авантюрные" проекты СССР, которые поражают своей масштабностью

Оглавление

Руководство Страны Советов на протяжении всей истории СССР имело склонность к разработке мегапроектов. Часть из них успешно реализована. Другие по тем или иным причинам забыты. К числу последних относятся.

1. Дворец Советов

Несостоявшаяся идея первого советского небоскреба, который должен был олицетворять могущество страны победившего социализма. После двухлетнего обсуждения, в мае 1933 г., был утвержден проект советского архитектора Б. М. Иофана. Предполагалось, что высота здания составит рекордные 415 м. Постройку венчала стометровая статуя В. И. Ленина.

Дворец Советов в газете
Дворец Советов в газете

Ильич должен был в три раза превосходить нью-йоркскую статую Свободы по высоте и в два раза по весу. Площадь фресок для внутренней отделки сопоставима с шестью Красными площадями. В центральном зале можно было разместить двадцатипятиэтажное здание. Четыре экрана позволяли просматривать кинофильмы всеми участниками съездов и заседаний.

Дворец Советов.
Дворец Советов.

Предусматривалась возможность в считанные минуты трансформировать его в ледовую арену, сцену или бассейн. Дворец предполагал размещение 50 000 человек. Для того, чтобы освободить место под строительную площадку 5 декабря 1931 г. снесли Храм Христа Спасителя. К 1939 г. был готов фундамент.

Большой зал Дворца Советов
Большой зал Дворца Советов

Начавшаяся война поставила крест на проекте. В 1960 г. фундамент использовали для оборудования круглогодичного бассейна под открытым небом с подогревом воды.

Вид со стороны на Дворец Советов
Вид со стороны на Дворец Советов

2. Туркменский канал

Должен был стать водной артерией протяженностью 1200 км., соединяющей реку Амударья с Каспийским морем. Предполагалось обводнение части пустыни Кара-Кум, расширение площадей выращивания хлопчатника. Проект включал десятки плотин и шлюзов, две гидроэлектростанции, сеть отводных каналов общей длиной 10 000 км.

Главный Туркменский канал
Главный Туркменский канал

Строительство началось в 1950 году. Первыми объектами стали лагеря для заключенных, которые составили половину из 10 000 работников. Смерть Сталина остановила проект. 25 марта 1953 г. работы свернули. Гибель Аральского моря и связанная с этим экологическая катастрофа отсрочились на несколько лет.

Перспективная схема Главного Туркменского канала Аму-Дарья - Красноводск
Перспективная схема Главного Туркменского канала Аму-Дарья - Красноводск

3. Трансполярная магистраль Мурманск – Архангельск – Чукотка

Строительство велось в период 1947 – 1953 г. г. силами Главного управления лагерей железнодорожного строительства. Вдоль всего предполагаемого маршрута в срочном порядке обустраивались места содержания заключенных. К реализации проекта привлекалось до 80 000 человек. Одновременно с дорогой началось строительство морского порта на полуострове Ямал.

Трансполярная магистраль
Трансполярная магистраль

Сроки были определены жесткие. Работы начались, не дожидаясь разработки проектной документации. В ход строительства постоянно вносились коррективы. В 1949 году отказались от строительства порта. Прибрежная зона оказалась слишком мелководной и не позволяла швартоваться морским судам. Было решено возводить порт на реке Игарка. Последовавшая за смертью И. Сталина амнистия оставила стройку без рабочих. 25 марта 1953 г. она была заморожена. Сооруженные участки заброшены.

-8

4. Сахалинский тоннель

Идея соединить остров Сахалин с материком с помощью тоннеля возникла еще во второй половине девятнадцатого века. Изыскательские работы проводились в 1929 – 1930 г. г. В 1950 с инициативой прокладки тоннеля выступил лично товарищ И. Сталин.

Основной исполнительной силой как водится назначались подопечные ГУЛАГа. Как всегда, сроки строительства предполагались рекордные. Чтобы уложиться в них работы велись с частичным использованием некондиционных материалов.

Сахалинский тоннель
Сахалинский тоннель

От инженерно-геологических исследований района отказались вовсе. Предполагалось уложить 327 км. железнодорожного полотна с девятью станциями по территории Сахалина и 10 км. под дном Татарского пролива. Завершение сухопутного строительства с наведением временной паромной переправы планировалось на конец 1953 г.

Сахалинский тоннель
Сахалинский тоннель

Сдача в эксплуатацию тоннеля на 1955 год. Предполагался ежегодный грузооборот 4 млн. т. Совет Министров освободил из мест заключения 8000 человек с условием, что оставшийся срок они отработают на сахалинских объектах. Всего задействовали 27000 рабочих. Авральный характер работы, отсутствие инфраструктуры делали бытовые условия непригодными даже по суровым гулаговским нормативам.

Схема тоннельного пересечения Татарского пролива 1951 года
Схема тоннельного пересечения Татарского пролива 1951 года

Как и в случае с трансполярной магистралью смерть И. Сталина и последующая амнистия лишили стройку рабочей силы. 21 марта 1953 года принято решение о ее сворачивании. В 2018 г. началось обсуждение строительства моста на Сахалин. Дальше разговоров дело пока не продвинулось.

Продолжение будет.

СССР
2461 интересуется