Рад приветствовать всех на своём канале "Колесо транспортного обозрения"! Одно из главных событий транспортной отрасли первого месяца 2023 года - старт долгожданной реформы общественного транспорта в Астрахани.
Старейший центр нижнего Поволжья и Прикаспия наконец-то выходит из "крутого пике": разработана новая сеть маршрутов, закуплен новый подвижной состав, идёт модернизация инфраструктуры. Всë это ещё недавно казалось чем-то фантастическим.
Что же из себя представляла транспортная система Астрахани последние годы? По сути, она не представляла ничего, ибо город оккупировали маршрутки. Даже произвести точный подсчёт всех маршрутов крайне затруднительно, так как нет никаких официальных ресурсов, где собрана вся точная информация об астраханском транспорте.
Многие хвалят частников за небольшие интервалы, но лично у меня маршрутки ассоциируются в первую очередь с постоянными гонками, длительными стоянками на остановках в надежде собрать больше людей, и конечно же с работой в "выгодное" время (например, вечером передвигаться по Астрахани очень проблематично, ввиду раннего окончания работы маршруток).
Цивилизованный транспорт потихоньку уходил из Астрахани и, можно сказать, ушёл совсем:
- Трамвайное движение прекратилось в 2007 году
- В 2017 году остановлено движение троллейбусов и обанкротился "АстраханьПассажирТранс", выполнявший автобусные перевозки по городу
- Муниципальный транспорт был представлен в виде двух (!!!) автобусных маршрутов №19 и №25 частной компании "Автомиг"
Ясное дело, что город просто не мог нормально жить, имея сплошные маршрутки. 2022 год принёс астраханцам радостную весть - власти наконец-то решили провести транспортную реформу.
- Осенью организатор перевозок Астраханской области объявил первые конкурсы на маршруты новой сети. Итоги аукционов подвели в конце октября. Победителем стал ООО "Таксомоторный парк №20".
- Всего разыграно 26 автобусных маршрутов, шесть из которых - магистральные, с обозначением "М". Они запускаются на первом этапе до середины января 2023 года.
- Заказчик требует новый низкопольный подвижной состав с кондиционером и работающий на компримированном природном газе (КПГ). ООО "Таксомоторный парк №20" приобрёл для работы в Астрахани автобусы большого класса Volgabus-5270.
В автобусах 26 сидячих мест, общая вместимость 103 человека. Есть информационное табло и информатор, объявляющий остановки.
Установлены валидаторы для приёма банковских карт. Безналичная оплата в транспорте Астрахани - это супер ноу-хау, поскольку маршрутки используют только наличные средства. И смешно и грустно одновременно.
Также можно подзарядить гаджеты, имеются USB-разъëмы.
Стоимость проезда что за наличный расчёт, что по банковской карте 31 рубль. В будущем планируется ввод транспортной карты "Каспий", а значит приоритет безналичной оплаты будет расти.
Реформа стартовала 12 января запуском автобусного маршрута М1 от улицы Латышева до Аэропортовского проезда.
Астраханские маршрутки подготовились к выходу новых автобусов и расставили "ловушки".
Маршрутное такси 1с (дублëр автобуса М1) возит пассажиров за 25 рублей, притом тариф у частников в городе сейчас 30 рублей. Ещё и интересные трафареты вывешены на микроавтобусах...
Ну и конечно надо обложить автобус по полной - не дать подъехать к остановке. Нужно обязательно прибыть первым, занять удобную позицию, а автобус пусть сзади сигналит во всю мощь...
...или вовсе останавливается прямо во втором ряду.
Но никакие игры частников реформу не остановят. Уже к 20 января открылось движение по всем магистральными линиям. Маршруты работают с 6:00 до 23:00.
Выше я упомянул о модернизации транспортной инфраструктуры для новой сети. Да, вложений предстоит немало: это и строительство новых отстойно-разворотных площадок под большие автобусы, установка современных остановочных павильонов, возможно кое-где придётся отремонтировать дороги.
Огорчает то, что реальный интервал движения всех "эмок" далëк от изначально разработанного.
- Самый частоходящий маршрут М1 курсирует каждые 11 минут в часы "пик", а остальные линии - в среднем каждые 15 минут
- На маршруте М2 (который пользуется большой популярностью) заявлен плановый интервал аж в 20 минут, в выходные и вовсе 24 минуты
- После 19:00 вся "магистраль" работает с интервалом около получаса
Расписание маршрутов доступно на картах Яндекса, но метки в реальном времени там не отображаются. За автобусами в режиме онлайн можно следить с помощью регионального портала Астрахань.Ру. Судя по наблюдениям, автобусы стараются придерживаться расписания, однако дорожные заторы делают своё дело - транспорт естественно выбивается из графика.
Пока делать выводы рано, ведь не прошло даже месяца с момента старта реформы. Очевидно потребуются годы на формирование новой транспортной системы. Хочется надеяться, что общественный транспорт станет достоинством Астрахани, а про маршруточное "иго" мы скоро забудем насовсем.
Всем большое спасибо за внимание! Если Вам понравилась статья, не забудьте поставить лайк и подписаться на канал.