Найти тему
Нескучная логопедия

Почему в школе у ребёнка возникает дисграфия (ошибки при письме), если он в садике научился произносить звуки. Ответ логопеда на вопрос мамы

Оглавление

Речевое развитие в норме - это не только хорошее звукопроизношение. Очень часто родители понимают это только тогда, когда у ребенка начинаются проблемы с письмом и чтением в школе. И хорошо, если такому ребенку встретится на пути грамотный учитель, который заметит повторяющиеся ошибки и направит его к специалисту. Хуже если ему просто начнут снижать отметки за ошибки, не разбираясь в причине происхождения этих ошибок.

Добрый день, дорогие родители, бабушки и коллеги. Спасибо, что заглянули на канал: "НЕСКУЧНАЯ ЛОГОПЕДИЯ". Сегодня я хочу вынести свой ответ на вопрос читательницы в отдельную статью, так как эта проблема встречается очень часто. Кажется, все звуки поставили, можно забыть про речь и логопедов. Но почему же ребёнок из раза в раз делает на письме одни и те же ошибки? Ну сколько ему можно объяснять? Если вы столкнулись с подобным, то эта статья и для вас. Жду ваши комментарии по теме с вопросами и успехами ваших детей. Постараюсь ответить каждому из вас.
Личный архив
Личный архив

Вопрос от родителя

Катерина П.

А как развить этот слух у 8 летнего ребёнка?😁🤦‍♀️ (комментарий был написан к статье в которой я говорила как начинать развивать фонематический слух у детей раннего возраста (от 1 до 3 лет).

В 1 классе дети начали писать диктанты и выяснилось, что сын делает ошибки в словах со звуком [р]. Как с твёрдым, так и с мягким (там где после р идут буквы я,ю,ё).

Я даже понятия не имела, что у него такие логопедические пробелы, знала только, что звук [р] отсутствует. В саду логопед сказала, что у нас все ОК. Я ей поверила. Звук [р] мы ставили с логопедом дома, платно. Мягкий [р'] он говорит, а твердый пока нет.

Нескучная логопедия

Катерина П., Вот о чем я не раз и говорю тут и родителям в садике (и на частных занятиях). Самое главное не только все звуки поставить к школе, а нужно ещё все звуки дифференцировать и сформировать все фонематические процессы.

Для справки:
В школе важнее не то, как ребенок произносит звук, а то, как он различает и дифференцирует звуки на слух и буквы по написанию.
В детском саду вся работа логопеда строится на профилактике дисграфии. Поэтому он занимается не только постановкой звуков, но и подготовкой руки к письму, ориентировкой в пространстве и на листе бумаги, коррекцией лексико-грамматического строя речи, развитием фонематических процессов (это всё делает логопед специализированной логопедической группы, на логопункте логопед просто не в состоянии охватить все эти моменты).
Когда родители отказываются от посещения логопедической группы и делают ставку на частного логопеда (поверьте это частое явление, многие считают логопедическую группу "НЕ ПРЕСТИЖНОЙ"), то лишают своего ребёнка этой коррекционной работы по профилактике дисграфии. Ведь частно они не готовы оплачивать два - три года за занятия, на которых помимо коррекции звукопроизношения логопед будет с детьми что-то рисовать, прохлопывать, пересказывать. Как правило родители приходят на такие занятия с определённой целью - поставить звук. И, получив результат, отказываются от дальнейшей коррекционной работы, ведь она стоит немалых денег.

То есть, если у вас всё-таки появились проблемы с письмом, то сейчас вам нужен логопед, с опытом работы именно со школьниками по коррекции дисграфии. Она определит какой у вас вид дисграфии. Грамотно построенная коррекционная работа вам поможет. А если пустить это на самотёк, ошибки у ребенка всё равно будут и учитель начнет снижать за них оценки со 2-го класса. А ребенок правда не виноват, что так пишет.

Катерина П.

Именно учитель и заметила и отвела сына к школьному логопеду, а затем рассказала мне то, что выяснила логопед.

Важно не только как слышит, а именно как говорит, потому что когда дети пишут под диктовку они проговаривают про себя слова и так их и пишут. Мой сын в словах где [р] твердая налепил [л]. И мне говорит: "Я прочитал, проверил и понял, что правильно написал".

А я как я, родитель, могу помочь сыну, кроме логопеда? Я могу как-то развивать его слух?

Ответ логопеда

Катерина П., То о чем вы рассказываете говорит о том, что сынок не дифференцирует сонорные звуки. Возможно и другие ошибки позже вылезут. 

Вот вы говорите важно не то, как слышит, а то как произносит. Если бы ваш сын дифференцировал эти звуки (в голове), то даже при неправильном произношении он увидел бы свою ошибку.
То что он их не дифференцирует (в данном примере сонорные звуки), говорит о том, что фонематические процессы (звуковой анализ, синтез и фонематический слух) у него не достаточно развиты.

Обычно диагноз дисграфия ставят к концу второго класса. В первом классе поэтому пока нет оценок, потому что большинство деток, осваивая письмо, допускают ошибки. Но ваша учительница поступила грамотно. Она увидела повторяющиеся ошибки и отвела к логопеду. 

Увы, но не во всех регионах есть в школах логопеды. У нас (в Кузбассе) например очень хорошо развита именно дошкольная помощь, а в школах, как правило, нет логопедов. Но есть речевые школы.
А вот например в Свердловской области (когда я работала), там дошкольная помощь развита хуже. Нет специализированных групп для детей с тяжёлымм нарушениями речи. Есть только логопункты, в которые берут только детей старшей и подготовительной группы. Причем работает с речью только логопед, воспитатели (по заданию логопеда) коррекционную работу не ведут. 
Конечно на логопунктах у логопеда не остаётся времени (да там программой и не предусмотрено) заниматься коррекцией лексико-грамматического строя речи и развитием фонематических процессов. Ей бы ззвуковку подтянуть успеть.
Но (что естественно при такой дошкольной системе коррекции) в школах есть логопеды.

Вам повезло, что у вас в школе есть логопед. Что она вам сказала? Вы ходили к ней на консультацию лично? Я советую сходить вам к ней лично. Попросить взять ребенка на коррекцию, хотя бы со второго класса. А пока спросить чем помочь, что делать с сыном дома.

На ваш вопрос как помочь самостоятельно без специалиста, отвечу так

Для окончания коррекционной работы вам нужно:

  1. Обязательно  нужно уточнить артикуляцию всех звуков. И проверить как эти звуки дифференцирует ребёнок. Соноры (вы уже заметили). Проверьте свистящие (с-з, сь-зь, с-ц), шипящие (ш-ж, ч-щ) или свистящие-шипящие (с-ш, з-ж, ц-ч). Йотированные звуки.
  2. Закончить работу по дифференцированию звуков.
  3. Обязательно проработать с ребенком такие моменты как: звуко-слоговой анализ слова, составление звуко-слоговых схем и схем предложений, определение места звука в слове (в начале, в середине, в конце слова), деление текста на предложения, предложений на слова, слов на слоги, определение количества звуков в слове.

Это то, что не доделали в дошкольном периоде детства. Возможно всё процессы дозреют и ко второму классу у вас всё нормализуется.

Если вы самостоятельно справитесь с этой работой, тогда конечно можете обойтись без специалиста.

Но мой вам совет, сходите к школьному логопеду лично. Помимо этих проблем (которые вы описали) могут появиться и другие. Тогда того, что я написала в коррекционном процессе может быть недостаточно и потребуются ещё и другие виды работ.

Дорогие друзья, желаю вам успехов в работе с вашими детьми.

Буду рада прочитать в комментариях ваши вопросы. Поделитесь своими успехами. Специально для вас все статьи с моими ответами на вопросы родителей, я разместила в отдельную подборку. Посмотреть вы сможете их тут: ⬇

Ответы на ваши вопросы
Дорогие читатели, пожалуйста, поддержите статью лайком 👍. Для вас мои консультации совершенно бесплатны, но так я буду понимать, что потратила время не напрасно, что вам это нужно.
Поделитесь ссылкой на эту статью в соцсетях 🙏!

Кто ещё не с нами, подписывайтесь на канал НЕСКУЧНАЯ ЛОГОПЕДИЯ 🌞🙏😍