Найти тему

Хирасава Бёдзан — мастер рисунков "из жизни айнов". Полюбуйтесь его работами

С конца XVIII века, когда японцы стали часто посещать земли айнов, и до широкого распространения фотографии во второй половине XIX века в Японии развился особый жанр живописи — "айну-э", то есть "картины из жизни айнов". Судя по всему, из-за своей экзотики они пользовались большой популярностью у представителей власти и интеллектуалов.

⬇️⬇️⬇️

Меня зовут Василий Щепкин, рассказываю об истории Японии и айнов. Ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал, чтобы ничего не пропустить!

⬆️⬆️⬆️

Изображение церемонии уимам — выражения покорности айнских вождей княжеству Мацумаэ. Хирасава Бёдзан, сер. XIX в. Рисунок из коллекции Омского музея изобразительных искусств им. М. А. Врубеля
Изображение церемонии уимам — выражения покорности айнских вождей княжеству Мацумаэ. Хирасава Бёдзан, сер. XIX в. Рисунок из коллекции Омского музея изобразительных искусств им. М. А. Врубеля

Одним из лучших мастеров этого жанра стал Хирасава Бёдзан (1822-1876). Он родился в местечке Оохасама в княжестве Намбу (сегодня это префектура Иватэ на северо-востоке Хонсю). В 20 лет с небольшим перебрался в Хакодатэ на Хоккайдо, где рисовал обереги для кораблей. Там он познакомился с богатым купцом Сугиура Касити и стал много времени проводить в его торговых участках Хороидзуми и Токати на востоке Хоккайдо, живя среди айнов и рисуя картины их жизни. 

Айны во время охоты. Хирасава Бёдзан, сер. XIX в. Рисунок из коллекции Омского музея изобразительных искусств им. М. А. Врубеля
Айны во время охоты. Хирасава Бёдзан, сер. XIX в. Рисунок из коллекции Омского музея изобразительных искусств им. М. А. Врубеля
Айны ловят рыбу ночью с помощью факела. Хирасава Бёдзан, сер. XIX в. Рисунок из коллекции Омского музея изобразительных искусств им. М. А. Врубеля
Айны ловят рыбу ночью с помощью факела. Хирасава Бёдзан, сер. XIX в. Рисунок из коллекции Омского музея изобразительных искусств им. М. А. Врубеля

На рисунках Бёдзана можно увидеть сцены охоты и рыбной ловли, знаменитого медвежьего праздника, торговых церемоний уимаму и омуся — для учёных они остаются ценнейшим визуальным источником по культуре айнов. 

Айны в ожидании японского торгового судна. Хирасава Бёдзан, сер. XIX в. Рисунок из коллекции Омского музея изобразительных искусств им. М. А. Врубеля
Айны в ожидании японского торгового судна. Хирасава Бёдзан, сер. XIX в. Рисунок из коллекции Омского музея изобразительных искусств им. М. А. Врубеля

Когда порт Хакодатэ был открыт для иностранцев в 1858 году, картины и рисунки Бёдзана приобрели у них популярность в качестве сувениров, и Бёдзан стал много рисовать на заказ. Именно поэтому сегодня его произведения чаще можно встретить за пределами Японии.

Айны, убивая медведицу, отнимают медвежонка, чтобы затем использовать его для праздника иоманте — "отправления" души медведя в мир божеств. Хирасава Бёдзан, сер. XIX в. Рисунок из коллекции Омского музея изобразительных искусств им. М. А. Врубеля
Айны, убивая медведицу, отнимают медвежонка, чтобы затем использовать его для праздника иоманте — "отправления" души медведя в мир божеств. Хирасава Бёдзан, сер. XIX в. Рисунок из коллекции Омского музея изобразительных искусств им. М. А. Врубеля

В России его творения хранятся в нескольких местах. Несколько рисунков привёз в 1880 году будущий секретарь РГО А. В. Григорьев — они сегодня в Кунсткамере. Но самая большая коллекция рисунков (12 штук) хранится в очень неожиданном месте — Омском музее изобразительных искусств им. М. А. Врубеля. А как они туда попали — это уже отдельная история. 

Как вам его работы? Доводилось ли видеть вживую?