«Медицина — моя законная жена, а литература — любовница. Когда надоедает одна, я ночую у другой». Так сам Чехов отзывался о главных занятиях своей жизни, которые всегда шли рука об руку. Ко дню рождения Антона Павловича команда проекта «ВТБ — России» рассказывает, каким был Чехов-врач и Чехов-писатель и как в нем гармонично уживались эти две ипостаси.
Медицинский факультет и писательство ради денег
О медицинской карьере Чехова мечтала его мать Евгения Яковлевна. В одном письме она очень просила сына: «Непременно по медицинскому факультету иди, уважь меня, самое лучшее занятие». В 1879 году Чехов поступил на медицинский факультет Московского университета. Там он учился у лучших докторов своего времени: например, у хирурга Николая Склифосовского.
На первом курсе, чтобы заработать на жизнь, он начал писать на заказ фельетоны и истории. К тому моменту у него уже был неплохой опыт литераторства — во время учебы в гимназии он издавал журналы с пьесами и рассказами. К университетскому периоду относятся его миниатюры «Письмо к ученому соседу» и «Что чаще всего встречается в романах, повестях и т. п.». Оба рассказа напечатаны в 1880 году в журнале «Стрекоза»: первый — под псевдонимом «....въ», второй — под псевдонимом «Антоша».
Врачебная практика и сомнения в выборе
В 1884 году Антон Чехов окончил университет и повесил на дверь своей квартиры табличку: «Доктор А. П. Чехов». Он принимал пациентов у себя, ходил по вызовам на дом, выполнял рутинную и утомительную работу заведующего земской больницы в Звенигородском уезде Московской губернии. В один момент Чехов начал сомневаться, что выбрал правильный путь.
В 1887 году Чехов снял табличку врача. Но продолжил время от времени лечить людей в частном порядке. А свободное время он полностью посвятил литературе. К периоду врачевания относятся такие произведения, как «На большой дороге», «Драма на охоте», «Брожение умов», «Лишние люди», «Верочка», «Скорая помощь», «Каштанка».
Остров Сахалин и перепись населения
Летом 1889 года Антон Чехов задумался о поездке на Сахалин. Идея такого путешествия возникла у него после разговора с актрисой Малого и Александринского театров Клеопатрой Каратыгиной, которая путешествовала по Сибири и Сахалину в конце 1870-х годов. Чехов скрывал свое намерение даже от самых близких людей и попросил Каратыгину держать разговор в тайне. Раскрыл свои планы он только в январе 1890 года.
Весной 1890 года Чехов отправился в дорогу. Главной целью путешествия было знакомство с сахалинскими каторжниками и осмотр мест ссылки. Путь через Сибирь занял 82 дня: сначала поездом, потом по воде, потом на повозке и снова по воде.
На острове он проводил санитарное обследование тюрем, бараков, лазаретов, изучал местную педиатрию. Он беседовал со множеством людей, узнавал истории их жизни, причины ссылки. Результатами его поездки стали пошатнувшееся здоровье (из-за долгой и опасной дороги обострился туберкулез), девять очерков «Из Сибири» и книга «Остров Сахалин».
Чехов написал «Остров Сахалин» отчасти под влиянием другой известной работы о быте каторжан — «Записок из мертвого дома» Достоевского. В своей книге Чехов рассказывает не только о каторжных работах, важнее там авторское исследование того, как уродует каторга человека, вне зависимости от того, кем он является: узником, или надзирателем, или даже живущим по соседству местным жителем.
Известный юрист Анатолий Кони так отозвался об «Острове Сахалине»:
«Он [Чехов] предпринял с целью изучения этой колонизации на месте тяжелое путешествие, сопряженное с массой испытаний, тревог и опасностей, отразившихся гибельно на его здоровье. Результат этого путешествия, его книга о Сахалине, носит на себе печать чрезвычайной подготовки и беспощадной траты времени и сил. В ней за строгой формой и деловитостью тона, за множеством фактических и цифровых данных чувствуется опечаленное и негодующее сердце писателя».
Еще одним важным делом Антона Чехова на острове стала первая перепись населения. В течение нескольких месяцев он опросил почти 10 тысяч жителей Сахалина, записывал истории жизни каждого, с кем говорил, и в итоге собрал внушительный объем материала для своих заметок.
Холера и благотворительность
В 1892 году Чехов приобрел имение в Мелихове. Он уже был знаменитым писателем, но не забывал и об общественной деятельности: в селе Чехов открыл медицинский пункт, школы, помогал прокладывать дорогу. Во время эпидемии холеры, которая бушевала среди крестьян, он отложил литературную деятельность и сосредоточился на борьбе с болезнью. Он работал санитарным врачом от земства, ездил к больным, а также распространял среди крестьян сведения о холере. Это было непростое время. Чехов отмечал в письмах другу: «...денег у меня нет, утомляюсь очень скоро, а главное — я никак не могу забыть, что надо писать, и мне очень хочется наплевать на холеру и сесть писать».
В те же годы Антон Павлович занимался благотворительностью. Он собирал деньги для постройки санаториев для малоимущих крестьян и сельских школ. Благодаря Чехову в селе Мелихово были построены три школы, колокольня и пожарный барак.
Медицина в литературе и образ врача-гуманиста
В годы литературного расцвета Антон Чехов продолжал поддерживать связь с медицинской наукой. Он помогал журналам «Хирургия» и «Хирургическая летопись», писал статьи для газеты «Врач» и участвовал в съезде врачей в психиатрической больнице в Покровском селе в 1895 году.
Благодаря Чехову, его медицинским знаниям и опыту в литературе появился образ врача-гуманиста, врача-интеллигента. Писатель настаивал на том, что врачи должны быть внимательны и терпимы к пациентам. При этом в его произведениях не без самоиронии фигурировали карикатурно написанные образы грубоватых, но чувствительных фельдшеров. Литература Антона Павловича про медицину — это не заметки о врачевании, а диагноз неидеальному обществу.
Антон Чехов оставил миру более 500 произведений разных жанров. Многие из них стали классикой мировой литературы: пьесы «Вишневый сад», «Три сестры», «Дядя Ваня», повести «Палата № 6», «Скучная история», рассказы «Человек в футляре», «Детвора». В части этих работ — истории про врачевание, рассказанные прямо или косвенно. Но Чехов врачует и метафорически: своим проницательным взглядом медика он ставит диагнозы и героям, и обществу, которое его окружает. Таким образом у читателей создается впечатление абсолютной подлинности тех персонажей и событий, которые он создает. А истории остаются актуальными и сегодня.