Найти в Дзене

Александр Македонский. Поход на Карфаген

На одном из информационных форумов по поводу предполагаемого похода Александра Македонского на Карфаген я прочитал интересный комментарий, автор которого доказывал невозможность его осуществления сухопутным путем из Египта вдоль морского побережья по причине пустынной местности и отсутствия питьевых источников. По словам автора комментария в безводных пустынях североафриканского побережья царь Македонии также погубил бы свою армию, как до него это сделал персидский монарх Камбиз. Приводил автор пример удручающего перехода Александра через Гедросию по возвращении из Индийского похода, когда в пустыне под палящими лучами раскаленного солнца осталось бездыханно лежать 3/4 всего войска македонян. По словам современного аналитика, захват Карфагена необходимо было начинать с оккупации Италии, а затем через Сицилию высаживать армию македонян морским путем под стены самого Карфагена.

У Александра был повод вторгнуться в Италию. Во время персидского похода, находясь в Гиркании, он получил сообщение о смерти своего родственника и зятя Александра Эпирского, погибшего на юге Италии в войне с луканцами и брутийцами. Но еще раньше, во время осады Тира царь Македонии объявил войну Карфагену, оказавшему помощь своей метрополии. Следует отметить, что войско Камбиза погибло на расстоянии 300 километров от Средиземноморского побережья и неосмотрительно вторглось в пустыню с территории южного Египта. На самом деле в Гедросии погибло отнюдь не ¾ всей армии Александра, поскольку часть войска македонян находилась на судах Неарха и шла морем вдоль берега, а другая часть армии с обозом под руководством Кратера в течение 80 дней возвращалась в Вавилон через Арахосию и Карманию, попутно подавляя возникшие мятежи. Если принимать во внимание многочисленные воинские гарнизоны, оставленные в покоренных городах бывшей Персидской державы и в Индии, то потери Александра в Гедросии составили не более 1/7 численности всех его имеющихся воинских ресурсов. Тем не менее, современные ученые считают поход Александра через Гедросию ошибкой полководца по причине абсолютного отсутствия знаний географии местности.

Нет ничего сверхъестественного при прохождении многочисленной античной армии морским побережьем из Египта к Карфагену. В 310 году до новой эры правитель Киренаики македонского происхождения Офелла с армией в 10 000 пехотинцев, 6000 всадников и 300 колесниц вышел из Кирены в направлении Карфагена. Поход через пески Северной Африки вдоль морского побережья длился два месяца. Армию Офеллы сопровождали 10 000 тысяч гражданских лиц с семьями, надеявшихся получить земельные наделы в Ливии. В 47 году до новой эры Марк Порций Катон младший во главе 10-тысячного римского войска за 30 дней обошел залив Сидра и правильно определил протяженность его берегов в 750 километров. Катон совершил данный переход из Кирены (современная северо-восточная часть Ливии) в район Утики (современный город Тунис). При этом было решено идти по суше, поскольку зимняя погода препятствовала передвижению римлян на кораблях по морю. 50-летний Катон все расстояние от Кирены до Утики прошел пешком и в пути обедал сидя, а, не лежа, как это было принято в Риме. В ходе войны императора Юстиниана против вандалов в 533-534 годах кампания открылась походом префекта Гераклия. Стоявшие в Египте, Фиваде и Ливии византийские войска были посажены на суда. Затем Гераклий высадил войска вблизи Триполи, внезапно завладел городом этой провинции и для соединения с императорской армией под стенами Карфагена предпринял точно такой же переход, какой до него уже был осуществлен Офеллой и Катоном. Завоевание северного побережья Африки от берегов Нила до Атлантического океана впервые было предпринято арабами при халифе Османе. 40-тысячная армия мусульман сначала захватила Триполи, затем Карфаген и вышла к Танжеру. На протяжении нескольких последующих веков арабы без особых трудностей преодолевали расстояние от Египта до Карфагена, при этом значительная часть их армии состояла из всадников на лошадях и верблюдах.

Выйдя из Александрии в начале весны, армия Александра могла бы достичь стен Карфагена к началу лета, в течение трех месяцев. На предполагаемом маршруте находились старинные караванные пути, которые вели к оазисам с источниками питьевой воды и местам отдыха торговцев. Наличие опытных проводников, несомненно, облегчило бы продвижение огромной массы людей в труднодоступной местности. К тому же в весенний период времени в Ливийской пустыне в отдельных местах появляются признаки растительности и не стоит такая изнуряющая жара как в середине лета. Средняя дневная температура воздуха в Ливии в марте месяце составляет 21 градус, а ночью устанавливается на отметке 13 градусов. В летний период времени средняя дневная температура колеблется в пределах 30 градусов при полном отсутствии облачности. Также следует отметить, что в Ливийской пустыне находится только несколько протяженных участков западнее Киренаики, которые представляли существенную опасность для армии Александра в плане полного отсутствия населенных пунктов и водных ресурсов на значительном расстоянии. В других местах на побережье располагались многочисленные греческие и финикийские города-колонии. Поэтому для Александра, который перевел армию через заснеженные хребты Гиндукуша в Индийском походе, путь из Египта на Карфаген сухопутным путем не являлся заведомо невыполнимой задачей.

Если в первоначальных планах Александра значился захват Карфагена, то его поход осуществлялся как сухопутным, так и морским путем. Тяжелая пехота и конница должны были находиться на кораблях и с запасами провианта и питьевой воды двигаться вдоль морского побережья параллельно идущей берегом остальной армии. В плане господства в западной части Средиземного моря у карфагенян не было конкурентов, и Александр должен был с этим считаться. О задумке создания огромного флота свидетельствует приказ Александра возвращающемуся с ветеранами в Македонию Кратеру задержаться в Киликии и приступить к строительству кораблей. И по причине значительного превосходства в численности военных морских сил у Карфагена не было шансов одолеть флот Александра на море. А если принимать во внимание материальные и людские ресурсы, имеющиеся в распоряжении Александра, вполне возможно, что Карфаген добровольно и осознанно бы признал свою зависимость от царя Македонии. Как это ранее сделали другие финикийские города Сидон, Библ, Арад, Триполи и не разделил трагическую участь своей метрополии, разрушенного Тира и его жителей, убитых или проданных в рабство.

Александр  Македонский в пустыне Гедросия
Александр Македонский в пустыне Гедросия
Древний Карфаген
Древний Карфаген
Развалины Кирены
Развалины Кирены
Развалины Кирены
Развалины Кирены
Древняя Александрия
Древняя Александрия
Развалины Кирены
Развалины Кирены
Развалины Кирены
Развалины Кирены
Древняя Александрия
Древняя Александрия
Развалины Кирены
Развалины Кирены
Развалины Кирены
Развалины Кирены