60 любимых фильмов о спорте и спортсменах
#53. Озорные повороты (СССР, 1959)
Режиссёры: Кальё Кийск и Юлий Кун.
В ролях: Терье Луик, Рейн Арен, Петер Кард, Ээве Киви, Харий Лиепиньш, Яанус Оргулас, Рудольф Нууде, Антс Эскола.
Казалось бы, что может быть более нелепого, чем эстонские мотогонки. Эстонские, Карл! Мотогонки!
А вот поди ж ты. Гоняют в этом фильме - будь здоров! Наверно, потому что они были советскими гонщиками, а не эстонскими ) Это- "две большие разницы", как говорили в одном славном (советском) Городе-Герое.
Но, всё равно, - комедия. Всё -таки "эстонские мотогонки" иными быть не могут. Не могли, точнее. Даже в СССР.
Сейчас там есть мотогонки, кстати? В Эстонии. Ну, хотя бы мотоциклы-то есть? Просто интересуюсь. Горючего хватает?
А тогда спорт был делом всесоюзным и всё у них было. Бесплатно причём.
Была и отличная киностудия "Таллинфильм". На которой снимали иногда хорошие фильмы. Среди этих фильмов "Повороты" занимают особое место, ибо стали одними из лидеров проката в 1960 и настолько полюбились людям, что через год именно этот фильм удостоился чести стать первым (!) римейком в истории Эстонии. Да и во всём Союзе вы подобных примеров больше не найдёте - римейк! всего через год после выхода оригинала!
Правда, римейк снимали уже с помощью "Мосфильма". Но снимали все те же люди и играли в нём те же самые артисты. Эстонские.
Дык почему тогда на "Мосфильме" и зачем всего через год?
Вы не поверите. Но вам придётся это сделать, ибо - факт. Римейк "Озорных поворотов" (название правда поменяли на "Опасные повороты" зачем-то) стал первым в мире (!!!) игровым панорамным фильмом. Новая версия была снята с использованием советской трехпленочной системы панорамного кино "Кинопанорама" и имела девятиканальную звуковую стерео-дорожку!
Оцените масштаб и дерзость эксперимента!
Римейк был цветным и солидным, но потерял какую-то "озорную" изюминку, если сравнивать с оригиналом. И смеха в зале поуменьшилось. Да и возможности прокатные стали ограниченными, ибо - панорамный. Кинотеатров с возможностями показа таких фильмов во всём мире-то было не так много, а в Союзе - только в самых важных городах.
Так чем же заслужил подобные преференции эстонский фильм про мотогонки и повороты?
Попробую разобраться.
Ну, во первых это красиво ) Мотогонки сняты по тем временам очень смело и умело. Смотрятся отлично даже сейчас. Местами дух захватывает. "Каряч-чие эстонские па-арни"!
Красивы не только мотогонки, но и девушки в этом фильме. Роскошная блондинка Терье Луйк в главной роли (точнее - ролях, но об этом чуть позже).
И не менее роскошная, не менее блонд - Эва Киви.
Вот такие эстонские кино-дивы. Никаким голливудам не уступят. Никакие Монро и Бардо их не затмят. Принцессы! Нет, королевы!!
Луйк здесь - 18, Киви -20. Они моментально стали предметом обожания для всего мужского населения СССР.
На гонки и блондинок смотреть можно бесконечно, я считаю. Если правильно их снять, конечно. А эстонцы сняли здорово. По-другому наверно и быть не могло, т.к. один из режиссёров - Юлий Кун - был профессиональным оператором и снял до этого несколько выдающихся, с точки зрения операторской работы, советских фильмов.
Первые три свои фильма он снимал для самого Александра Довженко. Причём 2 из них сняты еще в военной время и основаны на хроникальных кадрах:
"Битва за нашу Советскую Украину" (1943, вторым оператором на картине, кстати, был гениальный Сергей Урусевский)
и
"Победа на Правобережной Украине" (1945).
Эти великие (без всяких сомнений) фильмы очень бы уместно было именно сейчас показывать в кинотеатрах и по ТВ. Впрочем, это уже не моя компетенция (не моего ума дело, если без котурнов))
Ещё один фильм снятый Куном под руководством Довженко - "Мичурин" (1948).
А, незадолго, до своей первой режиссёрской работы, его пригласил знаменитый советский кино-сказочник Александр Роу для съёмок "Ильи Муромца" (1956). Вот уж где было раздолье для оператора!
Но в "Озорных поворотах" Кун сам не стоял за камерой, снял картину Эдгар Штырцкобер. Однако именно высочайший операторский профессионализм Куна стал гарантией качества съёмок.
Кстати, второй режиссёр фильма - Кальё Кийск - более известен публике как актёр. И не просто актёр, а народный артист республики и, с 1962 года, -первый секретарь правления Союза кинематографистов Эстонии.
Кийск был вообще человеком весьма затейливой и драматичной судьбы - в юности служил в Ваффен СС (20я Эстонская Дивизия), а в зрелости - в 1985—1990 годы - был членом Президиума Верховного совета Эстонской ССР, одновременно в 1986—1990 гг. - член Центрального комитета Коммунистической партия Эстонии. И, наконец, с 1989 - депутат Верховного Совета СССР. Того самого созыва, который похоронил этот самый СССР.
Однако не о Кийске (действительно очень хорошем артисте и неплохом режиссёре) сейчас речь.
Вернусь к достоинствам фильма.
Помимо гонок и блондинок фильм изобилует и массой "озорных поворотов" сюжета. Достаточно сказать, что Терье Луйк играет здесь сестричек-близняшек. Одна из них балерина, вторая - мотогонщица. Старинный приём, но почти всегда работающий - близняшки водят за нос заносчивого парня - мотогонщика. Зритель и сам не знает, до поры, что это не одна девушка, а две.
Упс. Спойлер. Сорри. Но смотреть это не сильно помешает. Всё равно смешно, интересно и девчонки стильные ))
Множество нелепых ситуаций, романтических сцен, обязательный хэппи-энд + гэги, гонки, блондинки, и разумеется, неизменный флёр прибалтийской "заграничности" собирали кассу по всей стране, что обеспечило отличный старт и режиссёрам - дебютантам, и исполнительнице главной роли. А уж как они своими шансами потом воспользовались - отдельная история.
Под конец отмечу, что в фильме снялись отличные прибалтийские актёры, но здесь ещё нет литовцев - банионисов-будрайтисов-адомайтисов. Их время придёт через пару лет, вместе с великим фильмом "Никто не хотел умирать". А пока сидят они в своём Паневежисе и ставят Вильяма, нашего, Шекспира, в очередь с Корнейчуком и Максимом Горьким.
Зато в фильме снимались другие прибалтийцы;
Харий Лиепиньш.
Он потом будет играть во множестве советских фильмов всякую заграницу, конечно же, - шпионов, фашистов, джентльменов и прочих адвокатов.
Антс Эскола
В кино с ним таже фигня, что и у Лиепиньша, но он станет Народным артистом СССР, ибо - театральная звезда международного уровня.
Вольдемар Пансо
В кино почти не снимался, ибо некогда ему было. Пансо - фактический создатель эстонского театра. Тоже - народный артист СССР. Говорят, что он был выдающийся чтец, помимо всех прочих достоинств.
Такие вот "Озорные Повороты". Фильм, кстати, построен в форме поучительного рассказа, который поведал зрителям сам Вана Тоомас.
А на засыпку хочу задать вам вопрос: много ли вы знаете прибалтийских фильмов, снятых после распада СССР? А много среди них именно эстонских? Комедии среди них есть?
Потому как лично я - видел, но немного. Видел и эстонские (пару-тройку). Но комедии? Нет. Это всегда были мрачные и занудные потуги на пост-модерн и артхаус суицидального свойства, разбавленные, чаще всего, ЛГБТшной мутотой. Может мне просто не повезло?
Конец фильма.