Писательница Мадлен Миллер стала известной благодаря уже первой своей книге – «Песни Ахилла». На этот раз, вдохновившись «Одиссеей», она создала историю колдуньи Цирцеи, рассказанную от первого лица. И оказалось, что богиня совсем не такая злая, как мы помним из мифов, это обычная (конечно, с учётом её происхождения) женщина, собирающая себя и свою жизнь заново.
Героиня рассказывает о себе с самого рождения. Её отец – титан Гелиос, каждый день объезжающий небосвод на своей огненной колеснице. Мать – нимфа Персеида. Происхождение Цирцеи не даёт ей сравниться с олимпийскими богами, она – одна из многочисленных нимф. С детства привыкшая к нелюбви и презрению, Цирцея ищет друзей среди смертных. Затем обнаруживает в себе колдовские силы, из-за которых Зевс приговаривает её к вечному изгнания на острове Ээя, где Цирцея в полной мере осваивает колдовство. Именно там она встречает Одиссея и Ясона, к ней наведываются Гермес и Афина. На страницах романа мы встречаем знакомые нам с детства имена: Прометей, Сцилла, Икар, Минотавр, Ариадна и другие.
Зачем же читать роман «Цирцея», если мы всё уже знаем? Вот тут и кроется основа притягательности книги – Миллер одновременно и следует мифам, и как будто разрушает их сюжеты. Она не отходит от них, но смотрит вглубь, отыскивая новые мотивы поступков героев. Да, боги всё так же бессердечны и жестоки, но жизнь как смертных и всем известных героев, так и некоторых нимф и богов всё же не так однозначна: в них есть место и мести, и нерешительности, и любви, и ненависти. Всё, как у людей. И благодаря этому ходу веришь в рассказанное в книге.
Отдельно хочется отметить язык – метафоры, эпитеты, сравнения – это отдельное наслаждение. «Тело Афины молнией врезалось в пространство, и воздух засеребрился. Нагрудный щит ее пылал, словно только что отлитый. Гребень шлема ощетинился на нас с высоты. Глаза Афины остановились на мне. Голос ее был темен, как руда».
В конечном итоге это книга о поиске себя и своего места в мире, о доверии себе и своим чувствам, о готовности идти по своему пути, принятию судьбы и силах, позволяющих противодействовать всему миру навстречу себе и своему счастью.