Все музыканты, бывшие когда-либо в Арии, оставили след в ее творчестве. Все они так или иначе повлияли на материал группы, сформировали его, сделали узнаваемым. Поговорим сегодня немного о том, чем творческий почерк каждого из них отличился и выделился. А поскольку в Арии принято самостоятельно работать с поэтами, несколько слов скажу и о текстах, связанных с получившейся у каждого музыкой.
Алик Грановский в свою бытность в группе начал со стилизации под модный тогда хеви-метал саунд с отсылками к Black Sabbath, Dio, и, конечно, к Iron Maiden. Алик написал самый тяжелый материал на альбоме "Мания величия". Хит "Тореро" до сих пор одна из самых популярных и исполняемых арийских песен. "Жизнь задаром", записанная в неудобной даже для Кипелова тональности, к огромному сожалению не исполняется на концертах ни Арией, ни Мастером. Хотя понизить строй и при необходимости утяжелить песню нетрудно. Возможно, это оттого, что Алик подустал от тяжелой музыки. Визитной карточкой Арии времен Грановского были "плакатные" тексты Александра Елина о тщетности бытия человека и потребительстве. Текст Пушкиной о судьбе тореро, вдовьего сына, до сих пор не оставляет равнодушным.
Кирилл Покровский принес с собой в группу атмосферу эмбиента и интересные клавишные подклады. Самобытность звучания и композиторский талант Кирилла проявились еще в арт-рок коллективе Акцент, где он играл инструментальный рок с упором на клавишные. Вступление к "Волонтеру" отдает предрассветным туманом в горной местности. Собственно, оно, как туман, обволакивает слушателя и плавно приводит к ритм-секции Грановского-Львова. Соло Покровского в "Позади Америка" навевает мысли о мельтешении образов разных стран. Заглавная же композиция первой арийской пластинки с хорами заставляет обратить внимание на группу, изумиться ее амбициям. Теперь "Мания Величия" вполне справедливо закрывает арийские концерты, напоминая нам об ушедшем маэстро. Звучание Арии совершенно точно было бы другим, не уйди Кирилл из группы.
Андрей Большаков стал для Арии вестником Judas Priest, ознаменовав переориентацией на пристов радикальное изменение в звучании группы. С его приходом группа обрела не только полноценного второго гитариста, но и самоуверенного лидера, перетянувшего на себя не только сочинительство, но и творческое руководство. В тандеме с Грановским и Елиным Андрей выковал самые антивоенные хиты Арии, в том числе и вечную "Волю и разум", до сих исполняемую всей арийской семейкой. Альбом "С кем ты?" получился и безупречным с точки зрения цензуры, и интересным музыкально, за что Большакову огромная благодарность. Как бы развивалась Ария под дальнейшим руководством Андрея мы увидели на примере отпочковавшегося от нее Мастера: быстро, тяжело, с переменным успехом. А впрочем, отличная вышла музыка.
Виталий Дубинин привнес в звучание Арии широту русской души и балладность. Песни Виталия лиричны и располагают к нестройному застольному пению. Даже сложные многочастные полотна, подобные "Проклятью морей". В них талант Маргариты Пушкиной раскрывается широко и многогранно, потому что никто из арийцев так плотно с ней не сотрудничает. Музыка Виталия будто специально создана для хитрого переплетения мистики и истории. Возможно, самое главное в творчестве Виталия - требовательность к себе и соавторам. Не будь ее, песни Дубинина не затрагивали бы глубоких душевных струн слушателей. Так появились "Улица роз", "Штиль" и другие хиты, без которых Арию уже невозможно представить.
Владимир Холстинин - автор качовых вкусных и тяжелых риффов, тот самый незаменимый винтик, на котором держится арийский звук. Гитара Владимира - фишка Арии. Ее ни с чем не спутаешь. Да, есть много композиций, написанных без его участия, но они созданы так или иначе с оглядкой на него или же в них ощущается нехватка холстининского звука. Практически в каждом хите Арии непременно присутствует эмоциональное, яркое соло Владимира с его фирменной "квакушкой". Обычные грустные песни холстининские соло делают щемящими, надрывными. Быстрые и тяжелые - еще быстрее и тяжелее. Особенно удаются маэстро эпические полотна и песни по прочитанным им книгам. "Кровь за кровь", "Игра с огнем", "Колизей" - песни яркие и незабываемые. С его музыкой отлично сочетаются несколько подростковая лирика Игоря Лобанова и мистическая Маргариты Пушкиной. Без Холстинина Ария была бы совсем другой. Он - и хранитель арийских традиций, и сам главная арийская традиция.
Сергей Маврин - человек мягкий, но с музыкальными амбициями не меньше большаковских. Его композиции времен Арии отличаются от остальных песен коллектива налетом прогрессивности. То построение чуть менее привычное, то размер меняется нелинейно. В общем, арийские рамки ему были явно тесны. Это слышно из его собственных сочинений, о чем я уже говорил ранее. Сергей прекрасный соавтор. Достаточно упомянуть только легендарный "Герой Асфальта" и снимаются все вопросы: настолько она плотно ассоциируется с группой. А песня "Я свободен" сделала в свое время популярным ушедшего из Арии Кипелова. Лирика песен Сергея гораздо более земная, человеческая. У него даже стихи Пушкиной более дружелюбные, без излишнего мистицизма. Словом, дайте Маврину свободу и отойдите, а потом вернитесь и обалдейте от результата.
Валерий Кипелов исповедует в своем творчестве хард-н-хеви скорее даже с уклоном в хард-рок. Его песни периода Арии полны печали, лирики, мелодики. Кроме того, Ария сформировала его вокал. На амбразуру Валерий в сочинительстве никогда не лез, покоряясь воле основных авторов. Да, похоже, особо и не стремился. В соавторстве с Пушкиной Валерий писал песни о рефлексии и человеческой душе, сторонясь мистики и чертовщины. Народные и религиозные мотивы, фантастика проявились в его творчестве уже после ухода из группы. Вероятно, в Арии все это не находило отклика. В любом случае его баллады и другие песни навсегда вписаны в арийскую историю. Она непредставима без них.
Сергей Терентьев принес в арийский звук из своей прошлой жизни, а именно из работы в группе Гунеш, запоминающиеся восточные мотивы. Но, увы, Ария позволила ему применить их только на альбоме "Генератор зла", а уже на "Химере" ничего такого мы не слышим. На последней хотели добиться более монолитного звучания и ушли от экспериментов. Сергей - гитарист, четко понимавший свою задачу в предлагаемых обстоятельствах. Понадобился металльный звук? Нате, да еще сверху получите, чтоб точно хватило. Песни Терентьева тяжелы, соло сочны и скоростны. В рамках Арии он чувствовал себя вольно, как любой талантливый сессионщик, идеально вписанный в коллектив. Стихи Пушкиной к его песням пропитаны рок-н-роллом и металлом. Не совсем понятно, на что Сергей надеялся, уйдя с Кипеловым из группы, но пришел в итоге к качественному сольному творчеству и продолжает радовать слушателей.
Сергей Попов получил неслабый опыт от почти десятилетней работы с Мастером, который легко и радостно перенес в Арию. В соло-партиях на "Фениксе" слышны его фишки времен работы с Грановским. В смягченном варианте они отлично легли в арийское звучание. Сергей неслабо удивил способностью создавать не только боевики, но и эпические полотна. Таковы "Аттила", и "Живой", погружающие в долгие и тягостные раздумья. Попов не только указывает автору на темы и крутит носом, если что-то не нравится, а пишет тексты в соавторстве. Отличный способ добиться желаемого! В гитарных дуэлях Попов и верен себе, и не затмевает Холстинина, что тому, безусловно, льстит. Сергей - гибкий безупречный командный игрок.
Артур Беркут - профессионал, далекий от арийской эстетики, давший Арии на несколько лет удивительные краски своего голоса. Кипелов смог бы спеть "Колизей", но точно без беркутовского напора и жестких красивых низов. Об Артуре и его крутости я уже писал ранее. Из-за недопонимания или нежелания вникать в традиционный арийский саунд Беркут за всю бытность в группе отметился только песней "Твой день" с явной отсылкой к мейденовской "Wasted years" в куплете. Песня сделана хорошо и качественно спета, но стилистически поверхностна. В тексте Пушкина в очередной раз рассказывает историю Рэмбо. А впрочем, спасибо Артуру за все, что он сделал в Арии. Чего-чего, а душу вынимает до сих пор.
Михаил Житняков - самый молодой арийский композитор, внесший своими балладами, написанными им в соавторстве с Дубининым, романтические мотивы, схожие по настрою с песнями советских ВИА. В отрыве от группы и не скажешь, что песни арийские. Горние выси и космические дали - это больше в сторону Высоцкого и Пахмутовой. Если бы Михаил рискнул уйти в свободное плавание или сделать, как Виталий, проект на стороне, сотрудничество с возрастным автором ему бы подошло. Хотя и боевики Житнякову вполне по силам. Школа Гран-Куража и Дубинина, ни дать ни взять! Пару слов о том, как он столько лет держится в непростом внутреннем климате Арии, я уже сказал.
Каждый музыкант, играющий или игравший в Арии, добавил в нее то, чем он внутренне богат, свой культурный, человеческий и профессиональный опыт. Именно это и сделало Арию той самой легендарной группой, которой мы ее знаем. Долгой жизни и новых высот, любимая Ария!