Найти тему
Чувства Штиля

Как менялся вокал Кипелова

Оглавление
Фото: kipelov.ru
Фото: kipelov.ru

Больше 40 лет Валерий Александрович работает вокалистом. Он иногда вспоминает, как в составе ВИА «Шестеро молодых» и «Лейся песня» давал по четыре-пять концертов в день. Можно было бы сказать, что приукрашивает, если бы и другие ВИА не работали так же. Ну а что? Плановая экономика, приписка к филармониям, обязанность отыграть обусловленное количество концертов. И это без учета гастролей. Как музыканты тогда выдерживали — непонятно. Кипелов говорит, молодые были. Затяжные туры его точно не страшили.

И голос наш герой натренировал не слабо. Конечно, были и болезни, и простуды — куда ж без них — но тембр и чистоту он сохранил. Сегодня расскажу о тех изменениях в звучании вокала Валерия Кипелова, которые заметил.

Певческий голос Валерия Александровича — тенор-альтино — высокий тенор со светлым тембром и звонкими верхними нотами. Это значит, что он может брать очень высокие ноты, не срываясь на фальцет. Как же он развил те звуковые краски, благодаря которым узнаваем до сих пор?

ВИА «Лейся песня» — «Мама», 1982

Официально первый сольный номер Кипелова. Уже слышно влияние Slade и Creedance: в вокальной линии припева столько хард-рока, что хоть ложкой ешь. Если бы в 1985-м на прослушивании в тогда еще ВИА «Поющие сердца» Кипелов исполнил ее, его бы безоговорочно приняли. Здесь слышны недвусмысленные задатки «тяжелого» вокалиста: хрипотца, качественные верхние ноты, динамика.

«Ария» — «Мечты», 1985

Первый альбом Арии. Вокал Кипелова еще никто не продюсирует. Кипелов здесь сам себе продюсер. Он отчетливо понимает, что ему, как тенору, для создания «фирмового» звучания нужны грудные низы. Как этого добиться, он пока не понимает, но первый шаг в правильном направлении уже делает.

«Ария» — «Икар», 1986

На втором альбоме Арии вокал Валерия Александровича все еще немного «пионерский», но начинает звучать в разы интереснее и увереннее: в нем появляется больше рок-н-ролла. Кипелов уже нащупал, куда двигаться в смысле звучания, не забывает, что он тенор и начинает выдавать чумовые верхние ноты «в кассу».

«Ария» — «Раскачаем этот мир», «Искушение», 1989

С приходом в «Арию» в конце 1986-го басиста и выпускника Гнесинки по классу вокала Виталия Дубинина продюсированием вокала Кипелова занялись всерьез. Валерий начал регулярно заниматься с педагогом. А Дубинин добился от него конкретных нижних частот, что мы и слышим отчетливо на видео.

«Ария» — «Зверь», 1995

А вот тот самый вокал, за который Кипелова так любят фанаты: хардовый, с сочным перегрузом и мелодичным верхом. Идеален в сочетании с арийским риффингом.

«КИПЕЛОВ» — «Жажда невозможного», 2017

По альбому «Звезды и кресты» заметно, что мэтр устал. Устал ли от обязанности катать бесконечные туры, или от чего еще, но это отразилось на его вокале: он ничуть не менее сочный, но явно потерял прежнюю удаль, стал более апатичным. Может быть, Валерий Александрович этого и хотел, но полное впечатление, что человеку недостает хотя бы отпуска и помолчать. Голосовые связки, как и любой музыкальный инструмент, тоже изнашиваются, когда им активно пользуются.

Звучание Кипелова стало эталоном отечественного «тяжелого» вокала. К его сегодняшнему творчеству можно относиться по-разному, но одно несомненно: марку держит, а песни пробирают до мурашек.