Один из отцов-основателей отечественного трэша. Один из лучших советских и российских басистов. Хиппи, прогрессивщик, рокер на 200%. Но не металхэд.
...я как музыкант — человек импровизационный. Я скажу, быть может, парадоксальную вещь: в «Арии» мне было, по большому счету, играть неинтересно. Как, впрочем, и потом — в «Мастере»… Вот «Смещение» было той самой группой, в которой я мог наиболее полно себя раскрыть.
А история с «Арией» – вообще перевод неординарных способностей на коммерческие рельсы.
В 1985 году «Iron Maiden» были очень популярны — и с нашей стороны не обошлось без коммерческого расчета. Человек может любить что-то одно, а играть — совсем другое. И вот это «что-то другое» мы и попытались сделать. Получилось то, что впоследствии стало называться «Арией». Нам вовсе не хотелось делать что-то похожее на «Rush», это бы не «прокатило», и мы прекрасно это понимали. Как сказали бы сейчас: с коммерческой точки зрения, мы нашли оптимальный вариант.
Почему прог-рок не прокатил бы? Добавить по вкусу интересный вокал, немного глэм-эстетики – и готово дело. «Парк Горького» поступили похожим образом. Но ребята решили не заморачиваться.
Мы попытались сделать музыку, максимально популярную в тот момент…
И если арийский подход к новой волне британского хэви слушателю зашел, то «Мастер» после ухода из него гитариста и сооснователя Большакова ни разу не собрал стадион. Юбилейные концерты не в счет: на сборные солянки народ обычно ходит пободрее.
Песни Андрея Большакова с самого начала хитовые, интересные, запоминающиеся: «Воля и разум», «Щит и меч», «Палачи», «Talk of the Devil». Грановский же при всей его филигранной технике и композиторском мастерстве из откровенных хитов написал только «Тореро», «Пепел на ветру» и «Кресты». Великолепные «Heroes» с альбома «Talk of the Devil» и «They are just like us» с «Maniac Party» с точки зрения Алика народу неинтересны. С чего он это взял? Два англоязычных альбома получились убойными. Безумно жаль, что песни с них не исполняются на концертах.
Понятно, что большую часть «Maniac Party» написал Вячеслав Сидоров, а «Talk of the Devil» — Большаков и Попов и исполнять их песни не комильфо. Но можно ж было с ними договориться, отчислять им копеечку с концертов, взять их в тур, чтобы и альбомы эти вспомнить, и фэнов порадовать...
Творчество группы «Мастер» – вариации на тему трэш-метал. До альбома «Мастер времени» так и было. Он явно вымученный: Фомин пытается повторить «Лабиринт», причем уже второй раз. «VIII» как первая «калька» «Лабиринта» получился гораздо разнообразнее. Что за дела? Группа, саунд которой с самого начала развивался от альбома к альбому, топчется на месте и даже не стесняется. Альбом «Мастер времени» с отвратительной обложкой и детсадовским клипом на заглавную песню не запомнился. Его не хочется переслушивать и подмечать необычные детали. Даже, ставшее фишкой «Мастера», соло Алика крутое, но в этот раз не запомнилось...
Понятно, что Александр Михайлович разочарован невозможностью продавать альбомы, как раньше, потому что «носитель умер». Но почему же ни «Ария», ни «КИПЕЛОВ», ни «Артерия» не парятся на этот счет, а делают крутой материал. Маврик постоянно пилит прогрессивные композиции, экспериментирует со звучанием и не боится, что «не прокатит». На сумасшедшего Сергей Маврин вовсе не похож.
Возможно, Алик просто устал играть ненавистный жестяк. Нельзя ковать металл из-под палки – лажа получится. Или «Мастер времени». Почему бы Грановскому просто не распустить «Мастер» и не сделать проект имени себя с прог-роком и rock bass? Это ведь именно то, что ему по душе. Да и нам, его фанатам, интересно было бы слушать песни в духе «Джими».
Или искреннюю «Простую песню» с лиричным вокалом Лекса.
Или прог-кавер на «Тореро», который совсем не обязан быть тяжелым и прямолинейным. Так было бы честнее, интереснее, вкуснее. Потому что если автору не заходит собственное творчество, это всегда заметно. Да, на концертах Алик честен с публикой. Но только представьте, как зазвучал бы его бас и озарилось лицо, играй он истинно свою музыку!
Александр Михайлович, Алик! Если вы совершенно случайно читаете эти строки, знайте: я ваш фанат, а вы – крутейший басист. Обожаю ваши песни! С гордостью вспоминаю, как на одном из юбилейных концертов в 2017 году вы подписали мне плакат и пожелали удачи. С тех пор плакат с вами образца 2010 года висит у меня в спальне и напоминает, что не все еще потеряно. Пусть ваши творческие порывы наконец-то найдут выход. Делайте музыку, которая близка вам. А я снова с удовольствием и великой радостью приду вас поддержать.