Доброго дня, с вами Настя и это рубрика «Картавое Искусствоведение», где я кратко и простыми словами рассказываю о шедеврах мировой культуры. Сегодняшний выпуск посвящён памятнику, что был поставлен в честь известнейшего русского поэта. По этой причине я хочу начать этот выпуск с поэзии:
о сколько нам открытий чудных
поэт ас пушкин подарил
а мог бы даже ещё больше
каб не стрелялся из-за баб
Итак, вашему вниманию – Памятник Александру Сергеевичу Пушкину работы Александра Михайловича Опекушина.
Предупреждаю сразу, этот ролик не будет полон описаний любовных похождений, потому что про Александра Сергеевича вы и без меня всё знаете, а товарищ Опекушин подобными дон-жуанскими похождениями не отличился, как венчался на Гуськиной Евдотье Ивановне, так всю жизнь с ней и прожил. Респект!
Но всё таки отдельные страницы жизни скульптора упомянуть стоит. Александр Михайлович Опекушин родился в семье крепостных крестьян в 1838 году. Отец его был специалистом по лепным работам, обучал этому искусству сына , с разрешения помещицы, отправил того учиться в Петербург, в Рисовальную школу Императорского общества поощрения художников. Способный юноша окончил трёхгодовые курсы за два года, в последствии поступил но работу в мастерскую Йенсена, на тот момент – известного скульптора. Для продолжения учёбы в Императорской академии художеств Опекушину пришлось выкупиться из крепостного сословия за 500 рублей. 500 рублей по тем временам – это большая сумма, за 30 рублей можно было бы купить дойную корову. Для тех, кто не связан с животноводством и не гуглил, от скуки, сколько стоит корова, подскажу – на данный момент средней курс стоимости коровы на бирже составляет 100 тысяч рублей.
Казалось бы, что сделка была не совсем выгодной в долгосрочной перспективе, потому что через 3 года после получения Опекушиным вольной крепостное право было отменено, но всё не так однозначно! Ему всё равно пришлось бы отбывать барщину или платить оброк.
В 1862 году Опекушин получает малую серебряную медаль за барельеф «Ангелы, возвещавшие пастухам Рождество Христово». К сожалению, этот барельеф не сохранился, как и большая часть работ мастера, но к этому вопросу мы ещё вернёмся позже.
Благодаря этой награде юный скульптор получил приглашение на изготовление монумента «Тысячелетие России», точнее на изготовление одной из её частей – фигуры Петра Первого.
Интересный факт: если вы застали начало двухтысячных, то вид этого памятника вам знаком, даже если если его название вы слышите впервые и Великий Новгород никогда не посещали. А всё потому что монумент «Тысячелетие России» был расположен на, выпускавшейся тогда, пятирублёвой банкноте.
На дворе 1860 год:
- в Камбоджии обнаружили Ангкор-Ват
- Родился Чехов
- Умер Шопенгауэр
- Авраам Линкольн становится шестнадцатым президентом США
И в это время, в Санкт-Петербурге, выпускники царскосельского лицея собрались и такие: давайте соберём денег и закажем памятник Александру Сергеевичу, а то ещё Жуковский хотел его поставить, но император чего-то Пушкина недолюбвивал, непонятно почему.
И император такой – ну ставьте, только деньги сами собирайте, а то что-то я вашего Пушкина недолюбливаю.
Всё, руки пожали, планировали собрать 30 тысяч рублей, заказать памятник не дороже шестидесяти, в итоге собрали 130 тысяч. Далее объявили конкурс, что нужно принести восковую уменьшенную копию будущего памятника. Участие приняли практически все скульпторы российской империи. Довольно интересным мне кажется вариант Ивана Николаевича Шредера. Здесь А.С. Пушкин представлен в тоге и со свитком в руках, как третий друг Минина и Пожарского, в общем, классический образец классицизма, уж извините за тавтологию. Но, жюри этот вариант был отвергнут, потому что на тот момент классицизм с его калькой античной культуры успел уже всем поднадоесть.
Но как же была удивлена общественность и остальные участники конкурса, когда победил проект ещё малоизвестного Опекушина.
Давайте же рассмотрим его работу поближе:
Скульптура отлита из бронзы, высота, вместе с пьедесталом - 11 метров. Если мы сравним памятник с конкурсным эскизом, то заметим, что форма пьедестала отличается – цилиндрическая форма заменена на трапециевидную.
Вообще, на этом пьедестале есть очень интересная изюминка.
Одна из надписей на памятнике содержит цитату из стихотворения «Памятник»:
И долго буду тем народу я любезен,
Что чувства добрые я лирой пробуждал
Но это не то, что написал Пушкин, он написал:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал
Исправлена строка была по той причине, что так будет лучше звучать. Сначала прочувствуйте весь бред ситуации.
А теперь объясняю, стихотворение «Памятник» подверглось цензуре со стороны Жуковского при публикации. Он заменил «Что в мой жестокий век восславил я Свободу» на политически-нейтральное «Что прелестью живой стихов я был полезен» в 15-й строке. А потому пришлось менять 13тую строку для сохранения рифмы.
В 1930-х, во время реставрации, надпись была изменена на Пушкинский вариант.
С другой стороны пьедестала надпись «Сооруженъ въ 1880 году». Возможно вы не поверите, но именно в этом году, в июне, монумент и соорудили. Хотели раньше, на 100 летие лицея, в 1879 году, но сломали часть пьедестала, поэтому пришлось переделывать. Потом хотели 26 мая 1880 поставить, в день рождения поэта, но скончалась императрица Мария Александровна, поэтому пришлось подождать. Траур всё таки. В итоге памятник был поставлен 6 июня 1880 г. На Страстной площади. Сейчас она называется, вы не поверите, Пушкинской.
Скульптура является монументальной. Пушкин изображён в сюртуке, в плаще, со шляпой за спиной в левой руке. Узнаваемые бакенбарды и профиль так же на месте. Окружающие памятник чугунные фонари так же являются частью композиции. Статуя выполнена в стиле реализма, образ и одежды Пушкина соответствуют той эпохе, в которой он проживал, поэтому статуя не даёт нам никаких предпосылки для теории заговора, например что пушкин был римским путешественником во времени, а Дантес был сотрудником отдела по борьбе с временными аномалиями. Эх.
Вернусь к тому, что большая часть работ Александра Михайлович Опекушина не сохранилась. 14 апреля 1918 года в “Известиях” был опубликован декрет Совета Народных Комиссаров, называвшийся “О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской Социалистической революции”. Ну и что? Ну и всё. Но при этом проклятые большевики не стали трогать памятники выдающимся деятелям культуры, поэтому и памятник Пушкину стоит до сих пор. А вот Памятники Александру Второму и третьему – все под снос. Памятник Муравьёву-Амурскому, самый высокий дореволюционный монумент, кстати, высотой 16 метров, а это больше трёх Давидов, тоже пошёл под снос.
Что я испытываю думая об этом? Наверное, такие же печаль и недоумение, как при мыслях об Александрийской библиотеке, уничтоженной или христианами, или варварами, или мусульманами. Время, в итоге, похоронит всё, и все известные скульптуры и картины, и цивилизации, и нас с вами. Давайте не будем ему в этом помогать, а будем сохранять и приумножать. С Вами было картавое искусствоведение, всего доброго, до новых встреч.