Большинство считают, что для ядерных испытаний всегда выбирались наиболее удалённые от людей территории – у США это были невадская пустыня и тихоокеанские атоллы, у нас – Семипалатинск и Новая Земля.
Но подобные испытания проводились не только на удалённых от цивилизации территориях. У нас это происходило всего в двухстах километрах от второго по величине города России.
Речь о Ладоге, а конкретно - о группе островов на севере озера, которые получили название «Оборонный архипелаг» (острова Макаринсаари, Кугрисаари и Хейнясенмаа). От Приозерска, что называется, два плевка по карте – на полпути до Валаама. Собственно, именно в Приозерске мы и наняли «посудину», на которой за несколько часов добрались до островов.
Цель экспедиции – расследовать обстоятельства радиоактивного заражения этих островов, а заодно убедиться в их безвредности или наоборот – опасности. Ну и, разумеется, снять фильм:
Радиация - штука невидимая. Органы чувств человека не в состоянии распознать её воздействие, если речь не идет о запредельных дозах. Небольшой пучок заряженных частиц, энергии которых не хватит, чтобы согреть стакан чая, тихо и незаметно будет убивать или калечить человека вернее любого палача. Радиация действует и на будущие поколения, разрушая ДНК, вызывая мутации и меняя геном человека.
Вот эта «невидимость» сильно контрастирует с природой островов – валуны, песок, сосны, великолепная северная природа на фоне колючей проволоки и угрожающих знаков «Осторожно радиация».
Причём, из 10 местных жителей Приозерска, которых мы опросили на улице, в курсе этой истории оказался всего один. Да и тот не захотел развивать тему и "слился".
Итак, давайте вернёмся в первые послевоенные годы. Сразу после окончания Второй мировой войны две крупнейшие сверхдержавы того времени – СССР и США – начали готовиться к войне друг с другом. Америка имела атомное оружие, а ядерная программа Советского Союза только разворачивалась. В ответ на атомную программу США в СССР были развёрнуты работы, получившие название «Направление 15».
Под этим грифом скрывался проект создания так называемого радиологического оружия массового поражения. БРВ – боевые радиоактивные вещества. Их основным поражающим фактором является не взрыв, которого нет, а именно само по себе радиоактивное излучение. Такое оружие не должно было наносить разрушений, но должно было уничтожать живую силу противника.
В качестве материала для такого оружия предполагалось использовать отходы атомного производства. Для этого их переводили в жидкое состояние и дальше использовали в качестве поражающего элемента. Начиняли боеприпасы, как например для химического оружия. По замыслу разработчиков «атомная бомба для бедных» должна была уничтожать только живую силу противника. И чем выше излучение, тем быстрее живая сила противника должна была погибать.
Работать с радиоактивностью начали ещё до революции в Питере. Здесь на Шкиперской протоке находился Радиевый институт, где работали самые подготовленные специалисты: Капица, Ландау, Курчатов. Сейчас на этом месте пустырь, огороженный забором. Перед походом на острова мы сюда заехали – померили уровень радиации.
В те годы, когда проводились эти испытания, ещё не было опыта радиоактивных захоронений. Тогда не строились бетонные могильники, отходы не изолировались, а просто сливались или закапывались в землю. По земле они растаскивались грунтовыми водами, а затем вытягивались на поверхность корнями растений. Листьями попадали на землю, перегнивали – вот так десятилетиями крутятся в экосистеме.
Работы по дезактивации здесь проводились, но, судя по всему, совсем извести заразу в принципе невозможно. Знакомый, который рассказывал мне о подробностях испытания БРВ в СССР ехать и на Шкиперский проток, и на Оборонный архипелаг наотрез отказался. И, как выяснилось позже, оказался прав.
Продолжение следует.
Алексей Никулин
Честь имею!
Подписывайтесь на канал и читайте там, где вам удобнее, — в телеграме, Яндекс.Дзене или ВК.
#путешествия #русский след #русский мир #алексей никулин #моя планета #ладога #рго #холодная война