В фондах Музея музыки хранится фотооткрытка, на которой Фёдор Иванович Шаляпин запечатлен в роли Филиппа II в опере Верди «Дон Карлос». На снимке изображён громадный человек, напоминающий истукана, одетый в черный бархат, с тяжелой золотой цепью на груди. Рука в белой перчатке властно опирается на палку, из-под полей высокой черной шляпы глядят словно застывшие, тяжелые, свинцовые глаза. Лицо каменное и непроницаемое, рыжая, с проседью борода, сурово сдвинуты брови. Царственная осанка повелителя и деспота.
Партию Филиппа II Шаляпин впервые исполнил на гастролях в Королевской опере Берлина весной 1907 года, а на русской сцене выступил в роли испанского короля только через 10 лет — в феврале 1917 года в Большом театре. Фёдор Иванович принял активное участие в создании спектакля. Его дочь Ирина вспоминала: «Отец сам режиссировал, входил во все мелочи постановки, проводил общие репетиции, беседовал с художниками, обсуждал костюмы… Иногда репетиции проходили у нас на дому, на Новинском бульваре».
Постановка имела большой успех, стала событием в театральном мире.
Шаляпин настоял на том, чтобы первое представление было благотворительным, и вскоре опубликовал подробный отчет о том, кому были перечислены собранные деньги — 42 600 рублей, громадная сумма для того времени. В списке получателей были московские бедняки, студенты и учащиеся, политические ссыльные, престарелые артисты, раненые солдаты и их семьи, русские военнопленные… Артист даже предоставил документы, подтверждавшие, что каждая копейка дошла до адресата.
В октябре 1917 года «Дон Карлос» шел в оперном театре «Народный дом» в Петербурге, и Шаляпин в буквальном смысле встретил Октябрьскую революцию на сцене, в роли Филиппа II, выступая под «аккомпанемент» обстрела Зимнего дворца. Певец вспоминал, что во время спектакля чуть не началась паника: «хористы и статисты двинулись к кулисам и стали громко обсуждать, в какую сторону им бежать. Немалого труда стоило королю Филиппу II убедить своих робких подданных, что бежать некуда, ибо совершенно невозможно определить, куда будут сыпаться снаряды».
Уехав из России в 1922 году, Шаляпин и впоследствии обращался к опере «Дон Карлос» и пел партию короля Филиппа — всегда с огромным успехом. Один из критиков даже отмечал, что после глубокой и осмысленной игры Фёдора Ивановича оперу нужно было бы назвать не «Дон Карлос», а «Король Филипп».
Фотооткрытка из музейных фондов запечатлела великого артиста в одной из его лучших ролей.
Ценные архивные материалы — важнейшая часть нашей истории и культуры.