До 1935 г. канадский доллар был только бумажным. К серебряному юбилею Георга V вышла первая однодолларовая монета. Ее реверс украшал рельеф скульптора-монументалиста Эмануэля Хана – французский “вояжер” и индеец в каноэ. В 80-е годы власти решили отказаться от бумажного доллара из-за высоких трат на его печать. В то же время была запланирована модернизация монеты. Монетный двор согласовал дизайн с Канадским советом слепых, ассоциацией производителей торговых автоматов и ассоциацией общественного транспорта. Доллар должен был сменить форму (на одиннадцатиугольник), цвет (на золотистый) и размер. Изображение оставили прежним.
В ноябре 1986 г. новые клише для чеканки уехали из Оттавы на фабрику в Виннипеге. Не доехали – курьерская фирма потеряла их во время метели. Полиция не нашла никаких признаков кражи. Несколько лет назад монетный двор уже потерял две посылки с клише, одна из которых просто выпала из машины. Только после скандала с новым долларом он начал нанимать службы доставки с повышенным уровнем безопасности вместо обычных курьеров.
Пропавшие клише (их так и не нашли) могли попасть к злоумышленникам, которые стали бы чеканить доллары, неотличимые от государственных. Поэтому было решено заменить “вояжера” на другое изображение. Хану, к счастью, было уже все равно – он давно умер, прожив долгую успешную жизнь. Монетный двор просмотрел материалы старых конкурсов дизайна и выбрал эскиз, нарисованный художником Робертом-Ральфом Кармайклом 8 лет назад. На нем тоже была вода и остров с деревьями, а плывущая гагара напоминала лодку.
30 июня 1987 г. началась чеканка. Неизвестно, кто прозвал доллар “луни” (от loon “гагара”), но название прижилось. Если в США ни один вариант однодолларовой монеты не был популярен, то луни канадцам понравился. Говорят, он приносит удачу их хоккеистам, если тайком вморозить его в лед перед матчем. А в деревне Эхо-Бей, где жил Кармайкл, с 1992 г. стоит монумент “Большой луни”, приносящий местным жителям вполне материальную удачу в виде денег туристов.
Автор - Nina Mancheva