Недавно я решала свои бюрократические вопросы на почте. С некоторых пор Почта России прошла ряд модернизаций и теперь для получения услуги нужно взять талон и встать в электронную очередь. Более того, то ли из-за нехватки бумажных лент, то ли следуя принципам экологичного поведения (надеюсь, что так) предлагается запомнить или сфотографировать номер своей очереди. Зайдя в отделение, я сфотографировала свой талон, но не стала ждать свою очередь, так как было много народу. Вечером того же дня, в совершенно другом районе Москвы я зашла в отделение почты и получила талон, следующий по порядковому номеру.
Ну логично же? После 033 следует 034😁
Пример того, что нам свойственно видеть закономерности там, где их нет. Иллюзорная корреляция.
Очень часто мы делаем выводы и принимаем решения, которые кажутся логичными, но на самом деле в их основе лежат систематические ошибки в мышлении - так называемые когнитивные искажения. Их сотни!
Например, мы склонны считать ту информацию, которая получена первой, более значимой, чем все последующие данные – это эффект якоря. Он хорошо работает в ценообразовании и на распродажах.
Супермаркеты увеличивают продажи за счет указания цены нескольких штук товаров («4 упаковки за 100 рублей») или указания ограничения («в одни руки только 5 бутылок»), побуждая нас класть в корзину больше товара.
Или же мы вероятнее предпочтем решение, которое предполагает пусть и меньшее, но мгновенное вознаграждение большему, но спустя время. «Синица в руке».
Также вероятнее сделаем выбор под влиянием стадного чувства. «Они же все разом не могут ошибаться».
Или если мы узнали какую-то информацию совсем недавно, то, услышав ее второй или третий раз, будем воспринимать как необычайно часто повторяющуюся. Это иллюзия частотности.
Основная причина таких когнитивных искажений - это стремление нашего мозга сжимать и упрощать информацию. И если вы прямо сейчас думаете, что ни одно из этих искажений вам не свойственно, то это повод продемонстрировать вам еще одну ошибку мышления - слепое пятно.
Кстати, метафорические карты отлично справляются с последним, так как с помощью ассоциаций и образов позволяют «обойти» умную голову и нащупать стереотипные и ограничивающие убеждения.
Видео-версия статьи:
Статьи про МАК: