Найти тему
Всё про арт-терапию

Почта Росcии и когнитивные искажения

Логотип Почты России. Лицензия СС.
Логотип Почты России. Лицензия СС.

Недавно я решала свои бюрократические вопросы на почте. С некоторых пор Почта России прошла ряд модернизаций и теперь для получения услуги нужно взять талон и встать в электронную очередь. Более того, то ли из-за нехватки бумажных лент, то ли следуя принципам экологичного поведения (надеюсь, что так) предлагается запомнить или сфотографировать номер своей очереди. Зайдя в отделение, я сфотографировала свой талон, но не стала ждать свою очередь, так как было много народу. Вечером того же дня, в совершенно другом районе Москвы я зашла в отделение почты и получила талон, следующий по порядковому номеру.

Коллаж автора.
Коллаж автора.

Ну логично же? После 033 следует 034😁

Пример того, что нам свойственно видеть закономерности там, где их нет. Иллюзорная корреляция.

Очень часто мы делаем выводы и принимаем решения, которые кажутся логичными, но на самом деле в их основе лежат систематические ошибки в мышлении - так называемые когнитивные искажения. Их сотни!

Диаграмма когнитивных искажений. Лицензия СС.
Диаграмма когнитивных искажений. Лицензия СС.

Например, мы склонны считать ту информацию, которая получена первой, более значимой, чем все последующие данные – это эффект якоря. Он хорошо работает в ценообразовании и на распродажах.

Супермаркеты увеличивают продажи за счет указания цены нескольких штук товаров («4 упаковки за 100 рублей») или указания ограничения («в одни руки только 5 бутылок»), побуждая нас класть в корзину больше товара. 

Или же мы вероятнее предпочтем решение, которое предполагает пусть и меньшее, но мгновенное вознаграждение большему, но спустя время. «Синица в руке».

Также вероятнее сделаем выбор под влиянием стадного чувства. «Они же все разом не могут ошибаться».

Или если мы узнали какую-то информацию совсем недавно, то, услышав ее второй или третий раз, будем воспринимать как необычайно часто повторяющуюся. Это иллюзия частотности.

Основная причина таких когнитивных искажений - это стремление нашего мозга сжимать и упрощать информацию. И если вы прямо сейчас думаете, что ни одно из этих искажений вам не свойственно, то это повод продемонстрировать вам еще одну ошибку мышления - слепое пятно.

Кстати, метафорические карты отлично справляются с последним, так как с помощью ассоциаций и образов позволяют «обойти» умную голову и нащупать стереотипные и ограничивающие убеждения.

Видео-версия статьи:

Статьи про МАК: