Строгие методы Миэ Хамады даже до суда довели.
Без отстраненных российских спортсменок в мировом фигурном катании наметились новые тенденции и лидеры. Японки доминируют на юниорском Гран-при. Они завоевали медалей больше, чем все остальные страны вместе взятые. На пяти этапах из шести победили японки, взяв вдобавок 2 серебра и 2 бронзы. Главные героини - трикселистки Мао Шимада и Хана Йошида из Kinoshita Academy, подопечные 63-летней Миэ Хамады, которую называют «японской Тутберидзе». Тренер демонстрирует прекрасные результаты, но методы ее жесткие. Хамада говорит, что это всего лишь рационализм в стремлении вырастить хорошего спортсмена:
- Это индивидуальный вид спорта, и многие фигуристы эгоистичны. Могут не выйти на тренировку, если не хотят кататься. Я весьма строга. Фигуристам следует прислушиваться к мнениям, к целям. Еще крайне важно контролировать родителей.
С мамами и папами Миэ тоже не церемонится. Метод кнута и пряника не нов, вот только последние наставница раздает редко, считая, что хвалить надо только за большие успехи, а если каждый день говорит юному спортсмену «ты хороший», «ты молодец», похвала очень быстро превратится в пустые слова. Зато, когда катаются плохо, Хамада злится даже на маленьких детей и не терпит никаких возражений:
- Ребенок, который сразу начинает говорить «но», совсем не прогрессирует. Я хочу, чтобы они научились терпению, пока катаются. Многим детям не удается проявить выдержку – то же самое касается их матерей.
Ужиться с таким тренером нелегко даже именитым фигуристам. Дело дошло до того, что чемпион мира среди юниоров и чемпион страны Нобунари Ода в 2019-м подал на Миэ в суд, обвинив ее в эмоциональном насилии и потребовав 11 миллионов иен (на тот момент – примерно 6 млн рублей).
Пока тянулся суд, Ода и Хамада стали коллегами. Сначала Миэ перестала здороваться с Нобунари, потом стала ему дерзить, игнорировать предложения по работе и ввергла мужчину в такой стресс, что тот обратился к психиатрам, 3 месяца не мог работать, а потом уволился. Тяжба тянется до сих пор.
В японском интернете Хамаду за жесткость и требовательность иногда называют «сокрушителем», на что она отвечает: «Я тренер, а не соседская тетушка». У Этери Тутберидзе тоже жесткий стиль общения, причем не только с учениками, но и с обидчиками: отвечает редко, но дерзко.