Найти тему
История моды с Марьяной С.

Свекровь королевы Виктории

Есть несколько портретов матушки принца Альберта, принцессы Луизы, которые давно хотела вам показать. И это один из них. Его писала "местная", кобургская художница. Нет, принцесса не позировала. Портрет написан во второй половине 1830-хили чуть позже, а она скончалась в 1831. Более того, ещё в 1824 она покинула Кобург, разведясь с супругом. И с сыновьями, с Альбертом и его страшим братом, ей видеться не разрешали. Словом, портрет не с натуры, но, в-первых, очень трогательно, что Виктория его приобрела и повесила в своей спальне, а во-вторых - наряд весьма интересный! И в духе тогдашнего увлечения средними веками.

Портрет Луизы Саксен-Гота-Альтенбургской, Луиза-Леопольдина фон Мейерн Гогенбург, 1835-1842. (с) Из Королевской коллекции
Портрет Луизы Саксен-Гота-Альтенбургской, Луиза-Леопольдина фон Мейерн Гогенбург, 1835-1842. (с) Из Королевской коллекции

Какой эффектный берет! С фестончатым краем, а в средневековом костюме такая отделка регулярно встречается. Не могу не вспомнить описание одной модели берета, "египетского": "...делают из черного и зеленого шелку, который обвивает их зигзагом или в виде зубца пилы. К этому присоединяют одно или два эспри". Пусть у нас тут не совсем зубцы пилы, нооо... А перьев и побольше, как на беретах времён Лукаса Кранаха Старшего.

Портрет Луизы Саксен-Гота-Альтенбургской, Луиза-Леопольдина фон Мейерн Гогенбург, 1835-1842. (с) Из Королевской коллекции. Деталь.
Портрет Луизы Саксен-Гота-Альтенбургской, Луиза-Леопольдина фон Мейерн Гогенбург, 1835-1842. (с) Из Королевской коллекции. Деталь.

Платье - простое. Совсем простое. Синий бархат и больше ничего - причём синий - очень красивого оттенка, который встречается и в средневековой и ренессансной живописи. Тяжёлая золотая цепь с крестом, усыпанном рубинами и сапфирами - тоже в очень средневековом духе, и тоже очень моно. К таким цепям можно было добавить и кулон, и лорнет, и даже крошечный кармашек-сумочку. Но здесь эта цепь лежат буквально как вериги.

А в руках у Луизы милые скромные анютины глазки. Язык цветов, конечно, менялся со временем, но это и любовь, и сопереживание, и память...

Портрет Луизы Саксен-Гота-Альтенбургской, Луиза-Леопольдина фон Мейерн Гогенбург, 1835-1842. (с) Из Королевской коллекции. Деталь.
Портрет Луизы Саксен-Гота-Альтенбургской, Луиза-Леопольдина фон Мейерн Гогенбург, 1835-1842. (с) Из Королевской коллекции. Деталь.

В 1830-х вокруг талий повязывали кушаки или застёгивали пояса, а здесь - шнур, обмотанный несколько раз. И у меня, честно говоря, ассоциации с монашеским костюмом. А на руку зато наброшен меховой шарф, "боа", тоже очень модный аксессуар 1830-х. Ну и перед нами принцесса, так что мех точно не повредит образу, наоборот.

Портрет Луизы Саксен-Гота-Альтенбургской, Луиза-Леопольдина фон Мейерн Гогенбург, 1835-1842. (с) Из Королевской коллекции. Деталь.
Портрет Луизы Саксен-Гота-Альтенбургской, Луиза-Леопольдина фон Мейерн Гогенбург, 1835-1842. (с) Из Королевской коллекции. Деталь.

Словом, строго, элегантно и очень, очень символично. Хотя не поручусь, что моё прочтение точно совпадало с прочтением современников.

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!