Найти в Дзене
Будо Глобал

Эта многоликая травма (часть 1 из 2)

Первые представления о травме у людей сложились задолго до того, как апостолы начали писать Новый Завет. Под травмой понимали внезапное повреждение тела любыми предметами, веществами или средами, оружием или механическими воздействиями других биологических тел – прежде всего, человеческих. Это повреждение могло угрожать жизни и здоровью пострадавшего или оставлять на теле лёгкие следы в виде шрамов и деформаций. Травмы способствовали материалистическому восприятию этого мира, раскрывая перед идеалистами природу возникающей боли и затруднений при движении.

В структуре медицинской статистики травма играет роль примы. Она учитывается в графе, отделённой от графы общей заболеваемости. В период войн ей придаётся большее значение, чем инфекциям и психическим перенапряжениям. Травма не ограничивается повреждением опорно-двигательного аппарата. Различают травмы термические (ожоги), звуковые, световые и электрошок, действующие на центральную нервную систему, сочетанные с попаданием ядов (укусы) или повреждениями внутренних органов, комбинированные, нанесённые разными поражающими факторами. В случаях нарушений внешней оболочки тела с появлением крови травма расценивается как ранение. Возникающее в результате сильных механических повреждений тканей и органов внутреннее кровотечение представляется особо опасным и грозящим потерей жизни.

Спортивная медицина обязана своим возникновением присутствию травм во время соревнований и тренировок. Опорно-двигательный аппарат, представленный костной, мышечной и соединительнотканной системами, рассматривается как главное спортивное травматическое поле. В цирке травма – постоянная гостья, проявляющая себя на всех уровнях – от переездов и устройств домашнего быта до репетиций и выступлений на арене.

Борцовский поединок и номер циркового артиста спортивного жанра всегда сопровождаются риском получения травм – механических повреждений тела. Характер травм на татами или борцовском ковре определён особенностями единоборств и действующими правилами. Броски сопровождаются ушибами большой площади тела, захваты – вывихами и растяжениями, удары – ушибами малой площади тела, трещинами костно-хрящевой ткани и переломами; удушения – временной остановкой дыхания и спазмами мелких мышц внутри систем организма.
В ходе борцовской схватки партнёры могут случайно «зацепить» друг друга, вызвав ссадины – неглубокие повреждения кожи с лёгким кровотечением, или «задеть» область носа, вызвав кровотечение обильное. В состязании борцов травма наносится соперником
или возникает вследствие несогласованных действий партнёров,
или же в результате ошибочного действия самого спортсмена.

Проникающие удары в области глаз, шеи, паха, промежности и живота, в области проекции печени, сердца и почек наиболее сокрушительны для тела человека, и потому пресекаются правилами соревнований. В практике спортивных состязаний борцов тенденция к уменьшению травматизма отчётливо прослеживается. Однако без травм не обходится не один вид борьбы как, впрочем, и не один спортивный цирковой жанр.

Официальная статистика спортивной медицины выносит борьбу и бокс на одно из первых мест по распространённости травм. Не меньший, а в ряде случаев и больший травматизм наблюдается в цирке. В 1980-1990-е годы я имел возможность многократно убедиться в этом, занимаясь медицинским обеспечением соревнований и тренировок, репетиций и выступлений.

В цирке травмы возникают в результате соперничества артиста с самим собой. Он может упасть с высоты нескольких метров, неудачно приземлиться при выполнении акробатического или гимнастического трюка в манеже, оступиться при прощании с публикой, не рассчитать возможности своего реквизита. Иногда его подводят партнёры и неудачная пассировка.

Сравнительный анализ травм периода с 1989 по 1999 годы можно провести и по данным, приводимым в одной из моих книг
под названием «Цирковая медицина». (см. таблицу).

-2

В таблице можно отметить превосходство повреждений области грудной клетки и живота, спины и поясницы у артистов, а подобное преобладание их в области головы, шеи и лица у борцов.

Профилактика травматизма зиждется, прежде всего, на степени подготовленности борца и артиста или на их профессионализме. Число травм, полученных в юности, значительно уступает их числу, полученному в зрелые годы, доказывая присутствие мастерства.

Вторым фактором, обеспечивающим профилактику травм, является степень организации тренировочного процесса и выступлений. Техника безопасности, выстраиваемая в цирке инженерами, а в спорте – менеджерами, во многом способствует сохранению телесного здоровья артистов и борцов.

…Весной 1979 года я, будучи участником Всесоюзной конференции в Казани, познакомился с руководителем создаваемой в СССР службы медицинской реабилитации Завеном Михайловичем Атаевым. Главный реабилитолог страны обратил внимание на мой повышенный интерес к вопросам профилактики ранений и травм (к тому времени я только демобилизовался из армии, где выполнял функции дежуранта в хирургическом отделении госпиталя).

В одно из вечерних заседаний мы с профессором удалились
к стойке бара и за чашечкой кофе с коньяком проговорили несколько неожиданные для меня аспекты травматизма. Завен Михайлович считал, что наряду с понятием «физическая травма» необходимо наравне с ним вводить понятие «психическая травма». Он говорил: «Перелом костей можно приравнять к потере близкого человека, а мягкий ушиб – к итогу словесной перепалки. Черепно-мозговая травма оборачивается последствиями, которые сказываются, прежде всего, на сознании личности,
но и духовное одурманивание приводит к катастрофическим изменениям в физиологии обменных процессов коры головного мозга и подкорковых центров».

Наш разговор должен был продолжиться спустя несколько лет, когда я проходил практику в НИИ СП им. Склифосовского в Москве, но Завен Михайлович уже покинул этот мир, оставив мне на память свои размышления.

Окончание следует...

Николай Коротаев
Москва, Россия