Знаете, "Фандорина" снимает та же компания, "Лунапарк", что снимала "Конец света". И пусть там разные сценаристы и команды, но общий вектор задористой хрени вместе с сатирой очень хорошо чувствуется.
Прекрасный Петергоф и торжественное открытие императором сезона фонтанов. Очень красиво, очень пафосно.
Журналистка (вроде это Ида Галич, да? Поправьте, если ошибаюсь) в "прямомъ эфире" рассказывает про это важное событие, а также аккуратно сообщает, что на этот раз с императором нет императрицы Анны, которая, возможно, заболела.
Его Величество зачитывает короткую речь перед торжественным открытием фонтана с таким унылым лицом и такими унылыми интонациями, что его просто сразу хочется прибить.
Просто чтоб не мучился.
"Мы бодрыыыыы, веселыыыыы...". Бодры, блин, надо говорить бодрее, а "веселы" веселее, соберись, тряпка, это твоя работа!
Ну, свежевключенные фонтаны Его Величеству настроения не подняли, знаете ли. Да и всем остальным тоже не подняли.
Забрызганного фальшивой "кровью" из подкрашенноого чем--то фонтана императора немедленно уводят.
А удавшийся перфоманс снимает на камеру Виктор Ульянов, "художник-акционист, глава некоей арт-коммуны". Хулиганье, короче.
Тут же прыжок назад во времени - за три дня до события в Петергофе. Страшно нервничающий Ксаверий Грушин собирается навестить Фандорина перед работой. Почему он нервничают, догадываются те, кто читал оригинальный роман - наверняка ему уже помотало нервы свеженазначенное начальство в виде Бриллинга.
Эраст Петрович уже пришел в себя после покушения и радостно трындит с Лизой обо всем на свете - устраивает ей, например, румтур по своей квартирочке. Благо, для этого много движений совершать не надо - стой себе на месте да поворачивайся вокруг, и ванная, и кухня, и спальня, и кабинет всё в шаговой доступности.
Лизе очень интересно, как Фандорин там помещается живет, потому что сама она живет, возможно, в доме главы ГИБДД. Или еще чего-то эдакого, с золотыми унитазами.
Тут к Фандорину заявляется Грушин с конфиденциальным разговором про новое начальство - некоего Бриллинга, который в тридцать лет уже статский советник.
И Грушина тут внезапно по-настоящему жалко: пожилого уже честного служаку, которому приходится подчиняться какому-то молодому выскочке.
В управлении непривычный шухер, все активно работают изо всех сил. Даже боты-городовые, кажется, куда быстрее едут!
Ну и вообще всё вдруг стало современным и необычным.
Бриллинг сходу выдает Фандорину заявление об увольнении.
Подписывайте, мол, поскорее.
На совещании у императора главнокомандующий спорит с премьер-министром (Стычкин в этом диалоге так ловко копирует манеру речи Путина, что я аж глаза протерла) по поводу помощи войсками некоей ближневосточной стране, захваченной боевиками.
Главнокомандующий (дядя императора) настаивает на том, чтобы немедленно ввести войска и далее по списку, потому что империя мы в конце концов или где?
А либеральный премьер говорит, что вмешиваться в дела другого государства некрасиво.
Хотелось сказать, что на мнение императора всем, в общем, плевать, но это неверно.
Тут просто император Николай Палыч постоянно с такими жалобными глазами котика из "Шрека" а-ля "отпустите меня отсюда".
Император в итоге решает отправить в помощь просящим гуманитарную миссию, поддержав этим предложение премьера, а не дядюшки.
Дядюшка, разумеется, в бешенстве.
После увольнения Бриллинг открывает неопытному Фандорину без смс и регистрации чудеса дедукции - всё, как в оригинальном романе. Что Грушин навещал Эраста Петровича и про новое начальство наговори, и даже нарисовал картинку примерной капсульной квартирки, в которой живет Фандорин.
Правда, почему служащий сыскного управления в 21-м веке не имеет понятия о "дедукции" я, честно говоря, не понял. В смысле "вам предстоит ею овладеть"? Ало. Он учился в полицейском колледже - его этому должны были выучить.
Хотя Эрасту варианты следствия в первой серии Лиза подсказывала, чего я удивляюсь...
Уволенного Эраста Петровича тут же назначают тайным агентом 3-го отделения, занимающегося делом "Азазеля". Потому что Фандорин большой молодец, который вышел на след опасной террористической организации. С офигительной интуицией - он же додумался надеть корсет и платье, и это Эраста спасло!
Фандорин, конечно, добавляет к версиям Бриллинга свою, о причастности леди Эстер (ей, как мы помним, по завещанию самоубийцы Кокорина досталось немалое наследство).
Ульянов, оказывается, раньше служил вместе с Зуровым.
А тут в управление привозят "Мёбиус" - искусственный интеллект, нейросеть, способная предсказывать совершение преступлений. А значит, и предотвратить.
Фандорин собирается в эстернат, поговорить с леди Эстер, на пару с Лизой - потому что ну как без нее, правда?
Его Унылейшество занимается фитнесом.
А потом обнаруживает в своей комнате записку от жены с ехидным пожеланием и звучащей песней "светской львицы" Амалии. Естественно, идет разбираться - и обнаруживает, что дражайшая супруга уже собрала чемоданы, чтобы уехать к родным в Швецию. Может, на пару дней, может, на годик, как пойдет.
Знаете, Лиза пока что главный мисткаст сериала - не потому, что она не соответствует внешности героини или там характеру, нет, просто актриса (не знаю уж, в силу молодости или чего еще) играет совершенно отвратительно. Вроде эмоции изображает, но все как-то с такой неуловимой фальшивостью, что очень царапает.
Ну и это, господа киношники. Если вам очень-очень хотелось снять фильм по Акунину про рыжую умную детективщицу - может, стоило тогда экранизировать Пелагию?
Так же как и в эпизодах с императором, в эпизодах с Лизой у нас арка "богатые тоже плачут" - Лиза рассказывает о невыносимой судьбе богатой аристократки. Грусть-печаль.
В эстернате Эраст и Лиза видят много интересных и умных детей, изобретателей, лингвистов, художников, и, разумеется, выслушивают лекцию леди Эстер о том, что каждый человек талантлив по-своему.
А потом Бриллинг учит Фандорина играть в покер. Как мы помним, Фандорин учился этому плохо, но это было неважно, так как в силу некоей шутки Фортуны был обречен выигрывать во все азартные игры, за которые только брался. Правда, про эту свою суперспособность юный Эраст Петрович пока не в курсе.
Зато мы из их разговора знаем, что отец Эраста был лудоманом и покончил с собой, в очередной раз проигравшись.
А еще выясняется, что хваленый "Мёбиус", кажется, недоработан, потому что доставленные потенциальные жертва и убийца ничего не понимают и крайне возмущены. И вообще не похожи на преступника и жертву. Так что Бриллинг приказывает отправить машину на доработку.
Ну, притон у Зурова, веселье, карты и так далее.
А император незаметно приходит в клуб на концерт Амалии.
ООООЧЕНЬ незаметно.
И всем очень обидно, что концерт вдруг отменили. И на императора ругаются, потому что он приказал ввести войска куда-то на Ближний восток.
Страшно, в общем, грустна его жизнь. Подчиненные не слушаются, жена уехала, концерта не будет, Амалия не дала.
Лиза тоже страшно переживает из-за войны на Ближнем востоке. А ее молодой человек равнодушен и циничен.
Ну и что, что он богат! Люди будут голодать, а он не расстраивается! И вообще, он ни одного яркого поступка не совершил!
А Эраст играет уже с Зуровым, выигрывает, конечно. Зуров его оскорбляет и Эраст предлагает дуэль - ту самую, когда проигравший застрелится.
И проигрывает.
Ну и как честный человек стреляется.
Не попал.
Пулю слуга Зурова, конечно, успел вытащить, а храбрый поступок Эраста навеки покорил лихого Зурова.
Мы это еще из книги помним и тут, в общем, никакой отсебятины в этом эпизоде кроме финала, когда Эраст (которого Зуров будет звать Эразмом) просит Зурова поспособствовать знакомству с Ульяновым и его коммуной, а вовсе не рассказать про Амалию.
Император топает ногами, призывая на голову дядюшки громы и молнии - почему ввели войска? Почему не послушались приказа?! Главнокомандующий утверждает, что приказ императора по поводу исключительно гуманитарного характера миссии был выполнен, а значит, все эти разрушения и прочее - чья-то провокация.
Зуров слово сдержал - и вот уже Эраст в коммуне Ульянова. В вегетарианской горизонтальной сейф-спейс фрик коммуне перфомансеров и полиаморов.
(извините, на этом месте автор поставил серию на паузу и минут пять орал чайкой)
Ульянов приветствует его ванной изо льда.
А дальше - свежая акция коммуны. Ну та самая. С кровавыми фонтанами. Оказывается, Эраст Петрович там принял участие.
Ну, хоть не яйца к брусчатке Красной площади прибили, и на том спасибо, как говорится.
А император грустно бухает. Вторая серия всего, а уже хочется ласково сказать: "Мужик. Просто отрекись от престола. Не твое это, ох, не твое!".
Шокированная новостями с Ближнего Востока возвращается императрица.
Потому что ну вот как вот это вот без присмотра оставить, скажите на милость?
В ночной тишине сыскного управления "Мёбиус" выдает новый прогноз, заставляющий нас снова беспокоиться за голову Эраста Петровича.
Потому что его прогноз насчет священника и банщика был абсолютно точен. Отец Иван со словом "Азазель" грохнул несчастного банщика.