Встреча третья (1980-е годы)
Учёба в Уральском государственном университете имени А.М.Горького была интересной, насыщенной, увлекательной.
Поскольку на нашем отделении изучали историю искусств то, как вы уже догадались, происходит новая встреча с моими "древними людьми!"
Рассматривая творчество Виктора Михайловича Васнецова, создателя популярных "Богатырей", "Витязя на распутье", "Встречи Олега с кудесником" и многих других картин, декораций, нельзя не сказать о его панно "Каменный век" в Государственном Историческом музее, город Москва.
Когда оцениваете творчество художника, архитектора и др. , важно уметь это делать не только с позиции нынешнего дня, но понимать, что он - творческий человек, принес нового в то "свое" время.
Васнецов первым создал монументальное панно для светского здания. Как известно из его писем, сначала он отказался от такого предложения, задача была слишком сложной и по тематике, и по возможности расположения произведения. Но, к счастью, решился.
Идея создания Исторического музея давно витала в воздухе, придать ей реальные очертания смогли энтузиасты-учёные, историки, археологи, этнографы, особую роль в этом сыграли известный археолог граф А.С. Уваров и историк И.Е.Забелин, первый создатель Истории Москвы.
Васнецов с большим уважением и восхищением рассказывал об этих людях: "Они столько знали, что всякий раз жалко было с ними расставаться! Василий Алексеевич Городцов с таким жаром рассказывал о каком-нибудь камешке, найденном им в курганных раскопках, что оживлялась вся жизнь наших далеких предков. А мягкий Алексей Васильевич Орешников, человек необычайной чуткости и деликатности, брал в руки полустертую монету или какой-нибудь предмет XVII—XVIII веков и приводил такие подробности, словно он жил среди людей, державших в руках эти предметы. Увлекательны были полные поэзии, живые рассказы Вячеслава Николаевича Щепкина и поразительны по ширине и глубине знания Владимира Ивановича Сизова, всегда готового дать исчерпывающий ответ на любой обращенный к нему вопрос. Все они восполняли наши, не особенно великие знания, заставляли усиленней работать нашу фантазию, воодушевляли нас и приучали воочию видеть то, о чем рассказывали... Я не говорю уже об Иване Егоровиче Забелине. По своей пламенной убежденности в правоте того, о чем рассказывал своим слушателям, он не имел равных среди ученых Москвы. А ведь в их числе были такие, как Василий Осипович Ключевский, которого можно было слушать часами».
Художник сам выискивал много полезного для своей работы в книгах, в залах первобытного искусства Исторического музея. Изучал археологические коллекции профессоров Сизова и Анучина. В письме Стасову Васнецов сообщал: «Сцены и личности, а также костюмы придуманы мной... Кости животных, кремниевые орудия указаны отчасти Анучиным и Сизовым». Васнецов в дальнейшем вспоминал, что Анучин умел рассказывать о прошлых временах так, что после беседы с ним художник «реально увидел глаза и бивни мамонта и его страшную пасть».
Васнецов решил, что будет использовать приемы обычной станковой, исторической картины, писать масляными красками. А после, написанные на холсте части нужно закрепить на специальной цинковой основе (чтобы масляные краски не портились от влажности каменной стены, перепадов температуры) и расположить их по периметру круглого зала первобытного искусства в верхней части стены.
«Каменный век» Васнецов создавал в Абрамцево, которое
принадлежало его другу меценату С. И. Мамонтову.
Там же в это время был молодой Валентин Серов, который искренне интересовался работой художника и по просьбе Васнецова позировал для некоторых фигур.
Васнецов продумал три основные темы панно: труд, охота на мамонта
и пиршество.
В ноябре 1885 года состоялось Торжественное открытие археологического зала Исторического музея.
Монументальное панно В.М.Васнецова произвело сильное впечатление на всех, кто его увидел.
«Кажется все без исключения были в восторге», — отметил
П. М. Третьяков.
Ценные отзывы современников Васнецова передают атмосферу восхищения.
Известный художник-педагог
Павел Петрович Чистяков (разработавший новую систему обучения изобразительному искусству; он воспитал и обучил три поколения художников, достигших всемирной известности) писал: «Васнецов дошёл в этой картине до ясновидения! "
Авторитетный критик В. В. Стасов: «Сделанное в этом направлении Васнецовым, истинно изумительно. Он провидящим духом отгадал и ясно различил древнейшую эпоху истории человечества, он точно срисовал с виденного громаду сцен, фигур, лиц, типов, выражений, душевных состояний…»
В последующее время И. Э. Грабарь писал: «Впечатление, произведенное на современников “Каменным веком”, можно, пожалуй, сравнить только с впечатлением, произведённым когда-то “Помпеей” К. Брюллова. Как её, так и “Каменный век” сочли новой эрой расцвета русского искусства». Далее Грабарь назвал «Каменный век» «единственной в европейской живописи композицией, заставляющей верить в подлинность этих первобытных людей».
И пусть прошло много времени, наука продвинулась далеко вперёд и учёные могут рассуждать о некоторых исторических неточностях в произведении, но это совсем не мешает художественному восприятию «Каменного века».
Литература
Аптекарь М. Русская историческая живопись. М.;Л.: Искусство, 1939.
В.Васнецов. Из собрания ГТГ/ авт.-сост. Л.И. Иовлева.
Каталог открыток — Серия: «Каменный век».
Лобанов В.М. Дом-музей художника В.М. Васнецова. М.: Московский рабочий, 1957.
Мамонтов В.С. Воспоминания о русских художниках. М.: Академия художеств СССР, 1974.
Осокин В.Н. В.Васнецов.