Честно признаюсь, что до того момента, пока я не изучил книгу "Самые знаменитые путешественники России" я не знал об этом человеке ровным счетом ничего. Ни как про Никиту Бичурина, ни как про Отца Иакинфа - такое имя он принял. В общем он и должен был посвятить себя служению в церкви. Обучаясь в семинарии в Казани (причем на протяжении чуть лине 15 лет), он выучил несколько иностранных языков, но главное - у него проснулся интерес к жизни других народов.
По окончании семинарии он и сам в ней активно преподавал, а потом возглавлял Иркутскую семинарию. И вот тут он и знакомится с участниками духовных миссий в Китай. Они возникли еще во времена Петра I, который прорубал окно не только в Европу, но и в сторону Азии посматривал. Вот Никита Бичурин и стал начальником девятой миссии в Китай.
Миссия выдвинулась в Пекин осенью 1807 года. Следовали стандартным путем по тем временам - из Иркутска через Байкал, затем до Кяхты и через Монголию в Китай. Только до границы Китая и Монголии путь более 1500 км. А потом еще около 700 км по Китаю.
В Пекине миссии пришлось очень туго. Деньги из России перестали поступать, поскольку началась Отечественная война 1812 года. В итоге, чтобы как-то выжить, монахам пришлось распродавать церковные дома и земли, за что потом Синод обвинил их в вероотступничестве. Успенский храм в Пекине и ныне существует, кстати.
Бичурин выучил китайский язык (причем фактически благодаря лишь живому общению. И в результате смог собрать огромное количество информации о жизни в Китае. Лишь в 1821 году миссия двинулась обратно в Россию. Однако все ее видные деятели, и в том числе Бичурин, были арестованы и подвергнуты церковному суду. Суд был неумолим, и Бичурин был приговорен к тюремному сроку в монастыре на Валааме.
Сначала вообще хотели на Соловецкие острова сослать, но Александр I сам изменил место. Вот в тюрьме Бичурин и дописал свои работы про Китай.
В итоге его все-таки по многочисленным ходатайствам отпускают на волю. В 1830 году начинается новое путешествие Отца Иакинфа в Сибирь. При этом он просит о разрешении сложить с себя монашеский сан, поскольку это как-то ему мешало в его странствованиях. Но Синод отказал.
Путешественник совершает поездку из Петербурга в Кяхту - это почти 6200 км. Здесь он пишет учебник "Китайская грамматика", систематизирует все свои ранее сделанные записки. Но в итоге все-таки возвращается в Петербург.