Так получилось, что мордовский Дед Мороз Якшамо Атя (Холодный Дед) оказался в нашей стране сразу в двух лицах: один обосновался в Республике Мордовия, а другой – в Ульяновской области, причём в разных источниках мордовского новогоднего кудесника называют по-разному: Якшам Атя, Якшама Атя, Мороз-атя, Нишке.
Ульяновский Якшамо Атя поселился в сельской местности, в 120 км от Ульяновска. Село Кивать Кузоватовского района, благодаря мордовскому этнографическому комплексу «Масторава», за последние несколько лет превратилось в настоящий центр мордовской культуры на территории Ульяновской области. Резиденция Якшамо Атя и фольклорного персонажа Масторава (Мать-Земля, Матерь Земля) расположена на территории этнокомплекса, где каждый год проходит Всероссийский мордовский фестиваль Масторавань морот («Песни Матери Земли»), конкурс красоты Мазыйка («Красавица»), шоу Кавто сейдеть («Два сердца») и другие молодёжные мероприятия, связанные с мордовской и православной культурой.
Одевается Якшамо Атя по народным мордовским обычаям, а его одежда украшена национальным эрзянским орнаментом. У мордовского Деда Мороза белые штаны, валенки, шуба и рубаха, подпоясанная ярко-красным кушаком. Беловласую голову охватывает красное очелье – славянский и мордовский национальный головной убор. Посох напоминает рогатину, увешанную бубенцами, которые извещают людей о приближении зимнего волшебника.
Внешний вид волшебника напоминает изображения славянских божеств и фольклорных героев. Говорят, что Якшамо Атя имеет и реальных, и сказочных прототипов. В мордовских сказках есть похожие персонажи, а ещё существовали лесные отшельники Гирь Атя (Лесной дедушка), отказавшиеся принять христианство и ушедшие в леса, чтобы продолжать жить по языческим традициям. Люди им приписывали сверхъестественные способности.
В отличие от своего сельского ульяновского тёзки саранский новогодний волшебник больше похож на русского Деда Мороза. Белый кафтан, белая шапка и белая рубаха покрыты мордовским узором красного цвета. Сапоги и штаны также красные. В руках – посох с бубенчиками, но без рогатины.
Резиденция Якшам Атя, а именно так называют дарителя в Республике Мордовия, находится в Мордовском национальном драматическом театре города Саранска. Вместе с дедом в театре обосновались помощники: Ловонь-стирнесь (Ловонь стирня, Снегурочка, Снежная девочка), Келазсь (Лиса, лисичка – символ Саранска), Вармава (Повелительница ветра) и Сказочник (Повелитель снов).
Мордовские Деды Морозы принимают письма от детей всех национальностей, но им доставляет истинное удовольствие, когда к ним обращаются на мордовском (эрзянском) языке: Шумбрачи, Якшамо Атя (Здравствуй, Дедушка Мороз).
Кие истямо Якшамо Атясь? (Кто такой Якшамо Атя?)
В древние времена мордвины храмов для богослужения не имели. Во всяком случае о них нет никаких упоминаний, молились (Раськень озкс – народные моления) под открытым небом, рядом со священными деревьями. Слово храм (черьква) появилось только с принятием христианства, как заимствованное из русского языка. Существующие в древности языческие обряды, поверия и предания мордвы, хоть и имели общую базу, но существенно отличались в трактовке некоторых символов, образов мифологических персонажей, а также выборе богов для поклонения. По этой причине некоторая несостыковка и расхождения в информации по прежним мордовским божествам возникает и по сей день.
Большинство существующих этносов подразделяются на субэтносы. У финно-угорского мордовского народа в настоящий момент их два – мокша и эрзя (мокшане и эрзяне) и несколько этнических групп.
Существует мнение, что Якшамо Атя именно эрзянский Дед Мороз, а мордовский Мороз Атя является общим для эрзи и мокши. Мороз Атя живёт на небе в одном из семи амбаров бога Нишке и выходит к людям в новогодние праздники.
Кто такой Нишке?
Нишке (Нишкепаз, Нишке-паз, Верепаз, Шкай, Шиза-паз, Ши-Паз) по-мордовски «Пчельник», «Пасечник».
В одних источниках Нишке-паз отмечен в числе трёх главных языческих божеств мордвы: Чи-паз – Бог света и солнца, Нишке-паз – бог земли, нижнимь богом, Вере-паз – бог воздуха и теплоты, верховный бог. С принятием христианства в переходный период божества стали ассоциироваться со Святой Троицей: Бог-отец (Чи), сын Божий (Нишке), Святой Дух (Вере). В то же время особенным почитанием у мордовского народа, пользовались Пресвятая Богородица, Василий Великий, Архангел Михаил и Святой Николай Чудотворец. Во время пасхальной недели девушки вместе с посланницей Нишке-пазаи ведром медового праздничного напитка (пуре) обходили дома жителей, совершая традиционный обряд.
В других – Нишке выступает в качестве сына Богини-матери Анге Патяй (Ведява), которую сотворил Чам-пас (Инешке). В этой версии Нишке – создатель всего земного, верховное божество и к нему обращаются с просьбами об урожае, приплоде скота, о здоровье, о погодных условиях: «Никше паз, Вере паз, макст пиземе» (Бог Нишке, Верховный бог, дай дождя). Причём наиболее часто в качестве верховного Бога Нишке упоминается именно у эрзян.
Так или иначе, но Нишке в мордовской культуре был: у эрзян – Нишке-паз, а у мокшан – Нешкеперь-азыр-ава. Считалось, что божество живёт в огромном улье и покровительствует пчёлам. В честь него приносили в жертву первый вылетевший из пчельника рой (топили в болоте, укутав в рубаху), расставляли у пеньков соты, угощали друг друга мёдом в один из летних дней.
Мордовский народ издавна занимался хлебопашеством, пчеловодством и охотой, от того и божество связано с пчёлами и пасекой. К тому же мордва заметила большое сходство в устройстве человеческого общества и пчелиного улья, но об этом расскажем когда-нибудь в другой раз.