Найти тему
Культура 문화 文化

Почему в восточной Азии нет вампиров.

Мифы о вампирах — мёртвых или видоизмененных людях, питающихся человеческой кровью, есть почти в каждом уголке мира. На востоке, в Евразии, Северном и Южном Американском континентах. Но в восточной Азии их нет. Несмотря на то, что восточноазиатская культура богата призраками, демонами и духами, места для вампиров в пантеоне местной нечисти не нашлось. Почему?

В Азии нет большинства факторов, под воздействием которых формировался миф вампирства в НЕ азиатских странах.

Представлять себе умерших злыми и беспощадными кровопийцами восточноазиатским народностям не позволяли религия, климат и особенности быта. Давайте по пунктам.

Мертвые и отношение к смерти.

В Европе и странах северного полушария при вскрытии могил, иногда, находили неразложившиеся тела. Сухой и холодный климат с промерзающей, довольно глубоко, почвой, не способствовал быстрому тлению. А иногда и вовсе приводил к бальзамированию трупов. Такие находки пугали людей, порождали мифы о мертвецах, восстающих из могил.

В Азии, ввиду более теплого, а главное влажного климата обнаружение подобных тел случалось значительно реже. Кроме того в восточноазиатских странах есть миф — предок в могиле может трансформироваться в дракона и покарать врагов своего рода или сам род, если тот в чем то провинился. Если неразложившееся тело все же находилось, его принимали за «зародыша» дракона.

Дракон 19 век Чосон
Дракон 19 век Чосон

К тому же, буддизм и конфуцианство смотрели на смерть человека особым образом. Если очень упрощенно, то жизнь — мучение, смерть — отдых. По убеждению корейцев, китайцев и японцев — умершие заботились и, как могли, помогали своим потомкам. Они не жалели об утерянной жизни, а сочувствовали живущим.

Пожалуй, чуть ли не единственным недовольным умершим, в азиатском представлении, являлась не успевшая выйти замуж девушка. Дух (но не тело, жаждущее крови) покойницы мог скитаться по земле, причиняя всяческие неприятности, но эту проблему решали посмертной свадьбой. Неупокоенный дух — проблема невыполнения человеком земного предназначения, а не желание отомстить живущим.

Чонё квищин - призрак девушки не успевшей выйти замуж
Чонё квищин - призрак девушки не успевшей выйти замуж

Бешенство

Ещё одним фактором, поддерживающим миф о вампирах в не азиатских странах, — распространенность вируса бешенства. Человека зараженного бешенством считали вампиром. Во многом именно этот вирус сформировал представление о вурдалаках и их отличительных чертах: светобоязнь, компульсивные расстройства, повышенная агрессия, гидрофобия. На последней стадии болезни зараженные могли кидаться на людей и даже кусаться. Сами заболевшие так же заражались через укус какого либо животного или человека. На их телах больных находили воспалившиеся раны, что подстегивало воображение обывателей. Заражались чаще всего от домашних/бездомных собак, реже от крыс или при встрече с диким животным.

В восточноазиатском регионе заражение вирусом бешенства случалось значительно реже. Содержание домашних собак не приветствовалось, а устройство домов — обособленная от основных помещений кухня, хранение припасов в отдельных постройках, поднятый над землей пол, не способствовали распространению крыс. Изредка случавшиеся случаи заражения приписывали одержимости духами.

Животные

Мифу о вампирах, у европейцев, так же служил страх перед летучими мышами и волками — считалось, что вурдалаки могут в них обращаться.

Обширные территории Евразии и Американских континентов способствовали развитию скотоводства, что делало волка одной из главных проблем фермеров. Недаром про серых разбойников столько сказок. Люди сочиняли о том, что их волновало. Нетопырей просто боялись из-за их внешнего вида и ночного образа жизни.

Но в восточной Азии и с этими животными не заладилось. Волков в регионах Китая и Кореи хватало, только вот животноводство было развито плохо. Наличие этих хищников в лесах слабо волновало людей. Гораздо меньше, чем тигры-людоеды, пробирающиеся в деревни в поисках человечины. Волки в восточноазиатский фольклор почти не вошли, магических способностей им не отвесили.

С летучими мышами всё вышло еще интереснее. Летучих мышей изображали на стенах домов, вазах, монетах, одежде. В китайском языке иероглиф летучая мышь (蝠) имеет то же звучание что иероглиф счастье (福) — «фу». Пять летучих мышей олицетворяли пять человеческих радостей: здоровье, удача, долголетие, богатство, покой. Если нетопырь поселялся под крышей дома — приметы лучше себе и пожелать нельзя было. Таким образом, пособник дьявола и жуткий кровосос в Европе, считался символом удачи и домашнего счастья в Китае. Ну, а влияние поднебесной на всю восточную Азию сложно переоценить.

Как видно и тут для вампиров места не нашлось.

Пять летучих мышей - пять человеческих радостей
Пять летучих мышей - пять человеческих радостей
Пять летучих мышей и иероглиф "фу" в центре
Пять летучих мышей и иероглиф "фу" в центре

«Вампиризм» пришел в Азию уже после второй мировой войны. Он всячески интерпретировался и адаптировался. В итоге нашел свою нишу в кино и комикс литературе. Но разница между «традиционными» и азиатскими вампирами колоссальна.

Ли Джун Ки "Ученый гуляющий по ночам"
Ли Джун Ки "Ученый гуляющий по ночам"

Интересно, что Сеул, столицу Южной Кореи в шутку называют — самым непригодным для вампиров местом. Ведь в Корее много солнечных дней и популярны блюда с чесноком. Через центр Сеула течет река Кан, а над городом горят церковные кресты с красной подсветкой.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц