«Гамбит королевы» — роман Элизабет Фримантл, написанный в 2022 году о последней жене Генриха VIII, Екатерине Парр.
Что мы знаем об этой женщине? На портретах она некрасива, но в сериалах и книгах ее будто все время стараются «подфотошопить», сделать красивее, чтобы смотрелся цельным образ зрелой и умной женщины, которую Генрих предпочел молодым фавориткам.
Екатерина не происходила из знатного рода. Однако она была амбициозна (вопреки стереотипам о тихой мышке), осторожна, рациональна и хитра — достаточно хитра, чтобы выйти победительницей из смертельно опасных интриг, целью которых было низвести ее, убедить Генриха подписать очередной указ о казни королевы.
Екатерину Парр часто изображают немолодой сиделкой, которая скрасила последние годы жизни короля Англии, очередной безликой женщиной, которая запомнилась разве что трагической судьбой — и это пережив короля Синюю Бороду! (Екатерина ведь потом умрет родами, выйдя замуж сразу после смерти Генриха за давно любимого ею Томаса Сеймура).
Автор романа создает иную личность, более сложную и интересную, чем в проходных сценах фильмов. Впрочем, надеяться, что по масштабности и детальности проработки сюжета это будет второй мантелловский «Волчий зал» не стоит — разочаруетесь. Но это и не очередная примитивная повестушка Филиппы Грегори, этой Дарьи Донцовой от Тюдоровского периода Англии, поэтому читать книгу однозначно стоит.
Да, автор «Гамбита королевы» периодами дает читателю развесистую клюкву, но честно предупреждает об этом в начале книги: мол, не обессудьте, исторических фактов об этом периоде мало, а интерпретировать их можно по-разному — чем она и занимается, придумывая Екатерине дополнительного умершего младенца, историю о надругательстве над нею и ее падчерицей, эвтаназию второго супруга при помощи правильно подобранных трав и интимную жизнь скорее современной пары, а не людей сдержанной на эмоции Тюдоровской эпохи — впрочем, надо же было как-то обосновать всю сложность отношений Екатерины с магнетическим красавчиком Томасом Сеймуром (братом предыдущей королевы Джейн, что родила Генриху долгожданного наследника.)
Но если закрыть глаза на неизбежную для жанра клюкву, роман хорош. Мне нравится идея исследовать поздний период жизни Генриха, в том числе — что именно заставило его выбрать не красавицу Екатерину? Ну и другие вопросы: вспоминал ли король предыдущих жен? Скучал ли по Анне Болейн, или Джейн Сеймур так и осталась для него любимой женщиной всей жизни? Жалел ли о затеянной Реформации, которая расколола страну и оставила короля без твердых опор католической веры на пороге смерти? Простил ли Екатерине Парр, что та не смогла родить ему наследника? Да и могло ли что-то получиться на супружеском ложе, когда Генрих и ходить-то не мог, а на коня его усаживали при помощи специального приспособления, похожего на домкрат?..
Мне понравились «пасхалочки» в романе — намеки на ключевые исторические события, которые произойдут потом. Это связь между будущей королевой Елизаветой, которая была тогда совсем юной и, вероятно, очень красивой, и мужем Екатерины — Томасом Сеймуром. Автор романа рисует нам самый прозаический и жесткий вариант событий, но как все было, мы не знаем — то ли только невинный флирт, то ли Томас в самом деле стал первым мужчиной Елизаветы.
Появляется персонажем второго плана в романе и Джейн Грей, будущая «девятидневная королева» с трагической судьбой, на что намекает нам автор — эту девочку и вправду очень жаль, она ни в чем не виновата, но судьба затянула ее в водоворот исторических событий, и ход ее кукловодов ва-банк, нацеленный на английский престол, закончился казнью несчастной.
И даже шотландская королева Мария Стюарт фигурирует в конце романа, правда, без имени — она ведь пока просто дитя, но уже помолвлена с королем Франции — и если вы немножко разбираетесь в истории, то знаете, что брак этот продлится всего два года, а Мария через много лет будет казнена королевой Елизаветой; вечное соперничество двух кузин и страх королевы Англии оступиться и повторить судьбу своей матери на плахе — отдельная история, не раз описанная на разные лады в фильмах и книгах.
Я люблю эпоху Тюдоров. И каждый раз, когда читаю художественную литературу на эту тему, словно возвращаюсь домой. Взгляд на исторические декорации и личностей всегда немного отличается, обрастая чем-то личным от автора книги, и есть в этом особое очарование. А еще есть повод углубиться в какие-то новые факты, которые открываются в хорошо знакомой истории — и это отдельное удовольствие.
Автор работала с историческими источниками, уровень знаний явно не останавливается на «Википедии», и потому роман получился добротным. С одной стороны, Фримантл не может удержаться от стереотипного «тени всех предыдущих жен Генриха стоят перед Екатериной» — впрочем, наверное, без этого и не получится объяснить читателю, каково каждый день ходить по тонкому льду непрочной привязанности стареющего Генриха, который без раздумий подписал смертные приговоры Анне Болейн и Екатерине Говард, и потом будто думать о них забыл. С другой — мне понравилась глубина работы с историческими фактами, когда упомянута в романе и Нэн Булен — именно так пренебрежительно звали Анну Болейн в народе, и создан объемный образ канцлера Ризли — известного перебежчика, что предал Томаса Кромвеля и смог выжить, да еще и возвысился после казни человека, который дал ему все. Его невозможно не запомнить после «Волчьего зала» Мантелл, где автор придумывает ему кличку «Зовите-меня-Ризли» — и снова советую прочитать эту трилогию, потому что она погружает в эпоху так глубоко, что не хочется выныривать.
«Гамбит королевы» начинается с шахматной партии между Екатериной Парр и Генрихом, в которой женщина ему не поддается. А завершается разочарованием в личности (и правда мерзоватенькой) Томаса Сеймура, и бредом родильной горячки — Екатерина умирала с полным пониманием, что муж ее не любит и не любил, что он мечтает о принцессе Елизавете; и рождением младенца-дочки, которая войдет в историю как безликая Мария, названная в честь старшей дочери Генриха, чтобы дальше раствориться в документальном небытии — всякие упоминания о ней в документах пропадают через два года после рождения.
У Екатерины Парр, кстати, очень красивое надгробие, которое словно компенсирует все ее неудачные портреты.
Эпоха Тюдоров в масштабах истории была короткой, но очень насыщенной событиями — она завершится со смертью Елизаветы. «Гамбит королевы» проливает свет на не самый популярный отрезок времени финала жизни Генриха VIII и помогает чуть лучше понять и личность короля, и задуматься о том, что последняя его жена не заслуживает того, чтобы ее короткая жизнь описывалась стереотипами, часто абсолютно ложными.