Был дан Сурикову его природный бесценный дар художественного видения. Он вложил его в свои прекрасные, высокие по мастерству русские национальные произведения, которыми вправе гордиться наш народ.
Наталья Кончаловская (внучка)
Родина великого русского живописца Василия Ивановича Сурикова - Сибирь. Мощь и глубина этой огромной территории дали возможность будущему художнику еще в детстве осмыслить историю русского народа. В Воспоминаниях он писал: «Идеалы исторических типов воспитала во мне Сибирь с детства, она же дала мне дух, и силу, и здоровье».
Способности к рисованию были замечены у мальчика еще в приходском училище преподавателем Николаем Васильевичем Гребневым, который стал заниматься с ним отдельно, рассказывал о произведениях классического искусства, водил рисовать с натуры виды Красноярска. Самым ранним датированным произведением Сурикова считают акварель «Плоты на Енисее» 1862 года, которая хранится в Музее-усадьбе В. И. Сурикова.
После смерти отца юноша устроился работать писцом в губернское правление, поскольку нужда и нехватка во всем не давали возможности продолжить образование в гимназии. В это время его рисунки заметил губернатор Енисейской губернии П.Н. Замятнин. Он же нашел мецената для юного дарования – красноярского золотопромышленника П.И. Кузнецова, который оплатил обучение Сурикова в Петербургской Академии художеств, где он проходил курс в 1869–1875 годы. Знаменитый педагог и выдающийся рисовальщик П.П. Чистяков уже в те годы говорил о Сурикове как о «лучшем ученике» Академии. За мастерство строить композицию своих картин Василий получил прозвище «композитор».
Свои наиболее значимые произведения – исторические картины художник создал уже в Москве: «Утро стрелецкой казни» (1881 г.), «Меншиков в Березове» (1883 г.), «Боярыня Морозова» (1887 г.), раскрыв в них трагизм противоречий истории и создав новый тип композиции, выражающий глубокий внутренний смысл события. Искусствовед Михаил Сокольников в грозные годы Великой Отечественной так оценивал творчество художника:
«Суриков – подлинный народный художник. … Воссоздавая образы далеких эпох русской истории, этот величайший художник, как никто, умел связать это прошлое с настоящим, ненасытно изучая быт и характер народа. Под его мощной кистью перед нами проходят огромные куски истории великого русского народа, порой трагически суровые, но всегда наполненные мужеством, стойкостью, отвагой и смелостью».
После смерти любимой жены в 1888 году Василий Иванович впал в депрессию и больше года не брал в руки кисть. Своеобразным символом возрождения можно назвать картину «Исцеление слепорожденного Иисусом», где в облике прозревшего угадываются черты самого художника. Преодолев, после поездки в Сибирь в 1889–1890 годах, это тяжелое душевное состояние, он создал необычайно яркое, жизнерадостное полотно, полное удали и веселья, «Взятие снежного городка».
В исторических картинах 1890-х годов Суриков вновь обращается к теме национальной истории. В написанных в 1895–1910 годы картинах, – «Покорение Сибири Ермаком», «Переход Суворова через Альпы», «Степан Разин» – художник воспевает мужество и отвагу народа-воина.
Художника стихии отечественного прошлого не стало в 1916 году. Он похоронен на Ваганьковском кладбище рядом с супругой.
Имя В.И. Сурикова носят Московский художественный институт, художественная школа и художественное училище, средняя общеобразовательная школа и сквер в Красноярске, улицы в Липецке, Новосибирске, селе Сухобузимское. Памятники и бюсты художнику установлены в Москве, Санкт-Петербурге, Красноярске. Именем Сурикова назван танкер Енисейского речного пароходства и теплоход Московского речного пароходства. Кроме того, в Красноярске действуют художественный Музей им. В. И. Сурикова и Музей-усадьба, в котором жила семья художника.
Документы Василия Ивановича Сурикова поступили в ЦГЛА из Литературного музея в 1941 году, сформировав в нашем архиве небольшой фонд 879. Здесь хранятся его переписка с этнографом В.И. Анучиным, художником И.Е. Репиным, языковедом Н.Ф. Яковлевым, фото В.И. Сурикова. Также документы, связанные с именем художника, находятся в ряде личных фондов: писателя и путешественника Сергея Дмитриевича Мстиславского (Ф. 306), основателя частной оперной антрепризы в Москве Сергея Ивановича Зимина (Ф. 764), редактора Николая Александровича Александрова (Ф. 1006) и др. Помимо этого, в фондах Союза художников РСФСР (Ф. 2940) и Московской организации Союза художников РСФСР (Ф. 2943) есть стенограммы и протоколы заседаний, посвященные 135-летию со дня рождения В.И. Сурикова, проведению Дней его памяти в 1937, 1946 и 1983 годах.
С изображениями школы, в которой учился В.И. Суриков, дома, где он жил, и его портретами можно ознакомиться в фондах поэта Сергея Владимировича Михалкова (Ф. 1711) и художника Василия Васильевича Рождественского (Ф. 2950).
Безусловный интерес читателей вызовут статья «Воспоминания о Василии Ивановиче Сурикове» С.И. Зимина (Ф. 764) и биографический очерк «Суриков» Я.А. Тепина (Ф. 2633).
Н.Ю. Грянченко, главный специалист РГАЛИ