По средам мы вспоминаем историю театра, рассказываем о премьерах, делимся рекомендациями и важным по теме.
Холокост — это не только величайшая трагедия ХХ века, но и пример торжества человеческого достоинства и духа над невежеством, жестокостью и смертью.
Искусство помогало выжить евреям в самых нечеловеческих условиях. В гетто и лагерях создавались театральные коллективы, продолжавшие радовать зрителей даже на пороге смертельной опасности.
Сегодня мы расскажем о театре как одной из форм духовного сопротивления нацизму.
«Культурбунд»: вопреки запретам
После избрания Адольфа Гитлера канцлером Германии евреям было запрещено посещать немецкие театры и концертные залы и исполнять для немцев произведения «арийских» авторов — Гете, Бетховена, Баха, Вагнера. В начале 1930-х еврейские артисты Германии объединились в «Идишер Культурбунд», призванный поддержать еврейское искусство. При участии «Культурбунда» был создан Еврейский немецкий театр, функционировавший в Берлине вплоть до массовых депортаций. Но и впоследствии театральная жизнь продолжилась — в гетто и лагерях.
Бродвей в Варшавском гетто?
Несмотря на многочисленные запреты, евреи продолжали любить и развивать театр. Театральные коллективы, дававшие представления на идиш, существовали почти в каждом гетто Европы, в том числе в самых закрытых гетто — Варшавском, Лодзенском, Краковском и Виленском. Знаменитая улица Лесная превратилась в своего рода Бродвей Варшавского гетто. Актеры стремились поддержать дух обитателей гетто примерами из героического прошлого евреев, например, сюжетами о восстании Маккавеев. Особое значение в Варшавском гетто приобрел детский театр: он частично заменял запрещенные еврейские школы и приобщал детей к традиции.
Мольер в Освенциме
Театры создавались всюду, где еще теплилась надежда и жизнь, — в пересылочных лагерях, лагерях для политзаключенных и даже лагерях уничтожения. Французская писательница Шарлотта Дельбо выучила диалог из пьесы Мольера и твердила его про себя во время утренних перекличек в Освенциме, а ночами в лазаретах того же Освенцима читали протестные скетчи. После окончания Второй мировой войны освобожденные актеры продолжали играть спектакли на идиш в лагерях для перемещенных лиц.
Легенда Терезиенштадта
«Показательное» гетто Терезин в Северной Чехии было основано в октябре 1941 года для немецких и австрийских евреев творческих профессий. В гетто шла насыщенная культурная жизнь: были организованы несколько оркестров, оперная и драматическая труппы, ставились сатирические представления и работала крупная библиотека. Великая и трагическая история узников Терезиенштадта, многие из которых не дожили до конца войны, легла в основу музыкального спектакля «Кабаре Терезин», лауреата премии «Золотая маска», поставленного в России при поддержке Российского еврейского конгресса (РЕК) и фонда Еврейского музея и центра толерантности.