Всем привет!
Мы привыкли к современным павловским автобусам, рассчитанным исключительно на короткие маршруты во многом из-за простоты и минимума комфорта для пассажиров. Но в СССР Павловский автозавод провел очень смелый эксперимент, создав туристический автобус повышенной комфортности ПАЗ Турист-люкс 8.5. О нем-то я сегодня и расскажу.
История нашего героя началась в 1968 г., после успешного участия модели ПАЗ-665Т в Автобусной неделе 1967 г. в Ницце. Создатели автобуса стремились создать что-то принципиально новое, исправив при этом недостатки, выявленные в вышеназванной машине.
Конструкция автобуса была необычной для советского транспорта. Один только внешний вид заставлял замирать от восторга, а внутреннее устройство подчеркивало данную модели приставку «люкс». Прежде всего поражал салон: в нем 25 мягких сидячих мест с откидными спинками, над которыми были установлены багажные полки и даже индивидуальные светильники. За ним же расположились багажное отделение, умывальник, розетка для бритвы, вешалки для верхней одежды и даже бар.
Впервые на павловском автобусе двигатель был установлен сзади. Да и сам мотор был выбран удачно: надежный агрегат от ЗИЛ-130 объемом 6 л и мощностью 150 л. с. уверенно тянул люксовый автобус, но при этом звукоизоляция в салоне была снижена до максимума.
Первый ПАЗ Турист-люкс 8.5 вышел в свет в марте 1969 г. Он уже в апреле прошел испытания на полигонах, после чего был отправлен в Ниццу на очередную выставку. Европейцы пришли в восторг от люксового детища павловских машиностроителей, и автобус был удостоен трех престижных наград.
После этого на родине в Павлово-на-Оке продолжались работы над транспортом повышенной комфортности. Однако в серию ПАЗ Турист-люкс 8.5 не пошел. Доподлинно не известно, почему так случилось, и тем не менее, советские умельцы не остановились и на основе люксовой модели создали более простой ПАЗ-3202, о котором я писал здесь.
Люксовое же детище Павловского автозавода быстро забылось и осталось лишь в памяти его создателей. Сегодня эту память поддерживают и коллекционные модельки этого автобуса:
ПАЗ Турист-люкс 8.5 – очень интересный автобус и внешне, и внутри. Он сумел показать себя в Европе, но так и не стал массовым. Зато эта модель стала еще одним символом предприимчивости советского народа и показала, что в Павлово-на-Оке умеют создавать не только простые автобусы для села.
И вот на этой нейтральной ноте у меня все. Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и до новых встреч!