Космический телескоп имени Джеймса Уэбба, который, наконец, вышел в космос и начал наблюдения в начале 2022 года после более чем десятилетних задержек и многочисленных перерасходов бюджета, не изменил темпов открытий с первого дня наблюдений. И это, вопреки видимости, является серьезной проблемой для астрономов.
Телескоп, о строительстве которого говорили с 1980-х годов, изначально должен был выйти на орбиту в 2007 году. Однако многочисленные технологические и финансовые препятствия привели к тому, что запуск телескопа, наконец, состоялся в последние дни 2021 года, более чем через 14 лет после первоначальной даты. Все сообщество астрономов годами готовилось к наблюдению, детально планируя конкретные цели наблюдения, и даже программное обеспечение, которое бы тут же анализировало данные с телескопа и извлекало из них всю необходимую информацию. Поэтому не удивительно, что, когда телескоп, наконец, достиг космоса, а затем эффектно раскрылся, захватывающие данные наблюдений начали литься на Землю как водопад.
В недавней статье, опубликованной в MIT Technology Review, ученые отмечают, что космический телескоп «Джеймс Уэбб» отправляет на Землю гораздо больше данных, чем любой предыдущий телескоп. За один день в центр управления полетами JWST поступает столько данных наблюдений, сколько «Хаббл» отсылал за месяц. Более того, исходя из опыта работы с «Хабблом», операторы настраивают программу наблюдений так, что у телескопа нет ни минуты покоя. Каждое мгновение, проведенное в космосе, должно быть использовано для ценных астрономических наблюдений. Очередь ученых, желающих воспользоваться мощным, 6,5-метровым зеркалом телескопа, очень велика поэтому когда одно наблюдение заканчивается, телескоп меняет ориентацию в пространстве и начинает следующее.
Огромные возможности телескопа «Джеймс Уэбб», который, по мнению ученых, способен без труда видеть объекты в 100 раз слабее тех, что мог видеть «Хаббл», означали, что практически куда бы «Джеймс Уэбб» ни смотрел, он видел что-то совершенно новое. Открытие за открытием. Он уже наблюдал самые далекие галактики, которые когда-либо были обнаружены и смог различить углекислый газ в атмосфере экзопланеты.
Неудивительно, что после первых восторгов быстро встал вопрос о том, сколько еще мир астрономии сможет выдерживать такой темп.
От наблюдения до открытия всего за несколько часов
Важно отметить, что во время наблюдений телескоп обрабатывает данные и изображения в поток данных, непосредственно подготовленный для обработки астрономами. В свою очередь, сами астрономы за годы задержки запуска телескопа дорабатывали и дорабатывали свое программное обеспечение, которое должно было загружать этот поток и извлекать из него все интересующие их данные. Эффект? Получив данные наблюдений с телескопа, вместо того, чтобы начать многомесячный процесс очистки данных от шума и извлечения из них полезной информации, исследователи запустили свое программное обеспечение для анализа и через несколько часов получили информацию, которую хотели получить в ходе наблюдений на их экраны. В большинстве случаев информация была увлекательной и восхитительной одновременно.
Именно стечение всех этих обстоятельств привело к тому, что буквально через несколько дней после начала реальных наблюдений на серверах с препринтами научных статей появились первые статьи с описанием последних прорывных открытий. Этот процесс не замедлился и по сей день, и, учитывая, насколько велика очередь астрономов и исследовательских проектов, нельзя исключать, что темпы открытий сохранятся на нынешнем уровне в течение следующего десятилетия или даже дольше. Как признается один из ученых в интервью MIT Tech Review: каждый час мы наблюдаем новую галактику, новую экзопланету или процесс звездообразования. Это настоящий поток данных, который не скоро закончится.
Публика, которая наблюдает за этой трансформацией и обширным обновлением наших знаний о ближней и дальней Вселенной с экранов своих компьютеров, в восторге. Открытие следует за открытием, одно завораживающее изображение далекого космоса затмевает собой предыдущее, и даже есть надежда, что телескоп, наконец, позволит нам ответить на вопрос, одиноки ли мы во Вселенной, или в ней есть другие цивилизации. Однако стоит помнить, в насколько титанический труд сейчас превратилась работа ученых, которых захлестнул поток наблюдательных данных «Джеймса Уэбба».