Здравствуйте, уважаемые подписчики и гости канала. Маршал Еременко (звание получил уже после смерти Сталина в 1955 году) является нашим заслуженным военачальником. Именно Андрей Иванович является рекордсменом – во время Великой Отечественной войны он командовал аж восьмью фронтами (плюс к этому Приморской армией, сопоставимой по численности с фронтом). Еременко – Герой Советского Союза, кавалер пяти орденов Ленина, трех орденов Суворова и Кутузова I степени, других орденов и медалей. Мнение Андрея Ивановича о Сталине было, мягко говоря, переменчивым.
После Парада Победы летом 1945 года именно генерал Еременко на торжественном банкете предложил:
Товарищ Сталин, будучи председателем ГКО и Верховным Главнокомандующим, руководил всеми нашими крупными операциями, которые заканчивались победами. Он твердо руководил войсками фронтов, поэтому заслуживает самых высоких наград. В День Победы, мы не должны забыть нашего Верховного. Поэтому я предлагаю присвоить Сталину Иосифу Виссарионовичу звание Генералиссимуса и присвоить звание Героя Советского Союза.
Видите, как высоко ценил генерал своего Главнокомандующего. Звание Генералиссимуса Сталин получил по настоянию маршала Рокоссовского. Звезда Героя Советского Союза так и осталась в Президиуме Верховного Совета СССР. Сталин ее так и не забрал, ее увидели только на похоронах на подушке. Иосиф Виссарионович носил только Звезду Героя Социалистического Труда, которую на китель прикрепила его дочь Светлана. После XX съезда КПСС мнение Еременко сильно изменилось.
Сталин пренебрег одним из главных принципов военной стратегии о необходимости сберечь армию, даже рискуя потерять территорию. Когда возникает дилемма – удержать территорию или отводить войска, сохраняя их боеспособность, как правило, следует идти на сохранение армии, жертвуя территорией.
Вот еще одно неприятное высказывание Еременко об Иосифе Виссарионовиче:
На Сталине, являвшемся фактическим главой государства, лежит основное бремя ответственности за наши поражения. Но в том, что удар противника оказался внезапным для наших войск, определенную ответственность несут высшие военные инстанции.
В жизни, конечно, случается, что человек в силу новых знаний и личного опыта, переосмысливает свою позицию. Вот только генерал Еременко из всех командующих фронтами остался одним единственным, который изменил свое мнение о Сталине. Маршал Жуков в своих мемуарах «Воспоминания и размышления» говорил о генерале Еременко:
Еременко в войсках не любили за глупость и чванство.
Маршал Василевский в «Дело всей жизни» также вспоминал об Андрее Ивановиче:
Он умел выкручиваться и вместе с тем имел большие способности к подхалимажу. Вылезать наружу из блиндажа или подземелья, по моим наблюдениям, он не любил. Очень не любил. В период наступления южнее Сталинграда и событий под Котельниково мне довелось много ездить, но с Еременко я не помню, чтобы приходилось ездить.
Добавлю, что я прочитал мемуары всех наших ведущих военачальников времен войны, но такой степени бахвальства как у Андрея Ивановича Еременко я не встречал ни у кого. Благодарю Вас за внимание. Ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал. До встречи.
Колесников Василий Григорьевич ©.