“Огурцы-помидорчики, убил Сталин Кирова в коридорчике.”
Говорят, слова народные, но вполне может, что и КГБ. Так как скорее всего возникли эти строки уже в шестидесятые годы, после развенчания культа личности и повторной проверки следствия гибели Сергея Мироновича Кирова 1 декабря 1934 года.
В американской историографии есть такой устоявшийся термин - выстрелы в Далласе, которым обозначают убийство президента Кеннеди. У нас есть тоже свои выстрелы в истории государства. Выстрелы в Смольном, когда был застрелен Киров, лидер ленинградских коммунистов. И несмотря на то, что убийца был пойман и следствие выявило всех участников покушения, а суд вынес приговор... Всё равно в этой истории, как и с выстрелами в Далласе, всё очень и очень непросто. Шутка ли, только за советское время было проедено несколько пересмотров уголовного дела и несколько уже в российское время. Только к единой точке зрения, в данном вопросе, прийти никто не смог. Кто и за что убил Кирова? Здесь я хотел бы привести несколько версий события 1 декабря 1934 года, когда Киров зашёл в Смольный, поднялся на третий этаж и направился в свой кабинет и в этот момент за его спиной раздался выстрел…
Версия номер один. Официальная.
В Кирова стрелял безработный ленинградец Леонид Николаев. Киров погиб на месте. Николаев пытался покончить с собой выстрелив себе в голову, но по каким-то причинам не смог этого сделать. Сразу же, как только новость об убийстве Кирова дошла до Сталина, он приказал собрать следственную группу НКВД и ночным поездом вместе с членами политбюро, Иосиф Виссарионович, выехал Ленинград.
Допрашивали Николаева, его жену Мильду Драуле и остальных свидетелей, сначала ленинградские чекисты, но по приезду московской следственной группы были отодвинуты в стороны. Сталин дал чёткое понимание следователям куда и в каком направлении вести следствие и с самого начала кроме версии убийства Кирова по заказу зиновьевско-троцкисткого подполья не рассматривалось.
Сам Николаев, в начале следствия, настаивал на том, что он действовал в одиночку и поступил так, отчаявшись докричаться до справедливости. В связи со своей неустроенностью.
Николаев, по свидетельствам, обладал склочным характером, был неуживчив в коллективе, в итоге постоянно менял место работы. После скандала на последнем месте работы в Институте истории партии был исключён из этой самой партии, правда вскоре восстановлен. В дневнике, который вёл Николаев так же подтверждалась версия убийцы-одиночки, тем более, что Николаев следил за Кировым, а в октябре месяце был задержан сотрудниками НКВД около дома Кирова с тем самым наганом из которого он выстрелит 1 декабря, но пройдя проверку будет отпущен вместе с оружием.
Вскоре по делу будут арестованы: сестра Мильды Драуле, её муж, брат Николаева Пётр, а также несколько знакомых и друзей детства Николаева, которые по разным данным состояли в подпольной зиновьевской организации, возглавляемой так называемом “ленинградским центром”. На обысках у них и у Николаева были обнаружены троцкистская литература и незарегистрированное оружие.
После все подследственные, в том числе и Николаев, сознались и дали показания, что имели отношение к зиновьевскому подполью в Ленинграде. На тайных заседаниях которого планировались террористические акты против членов советского правительства в том числе и Кирова. Следствие выстроило чёткую линию обвинения, на суде были предоставлены доказательства вины подсудимых и их признательные заявления. Суд и следствие были скорыми. Уже 29 декабря суд вынес своё обвинительное решение, приговорив всех подсудимых к расстрелу. Николаев был расстрелян через час после заседания суда. Торопиться было куда. Был убит член политбюро, видный коммунист и близкий соратник вождя народов.
По официальной версии группа Николаева действовала по прямому направлению троцкистко-зиновьевского центра.
Версия номер два. Амурная
Версия того, что Николаев убил Кирова по личным мотивам, а не по политическими или как террорист-одиночка была первой и основной версией у ленинградских чекистов, которые до того, как у них отобрали дело москвичи по горячим следам успели допросить Николаева и всех свидетелей убийства. Так почему же ленинградцы клонили в эту сторону, а не в сторону политического террора? Может потому что они боялись, что полетят головы и звания за то, что проглядели террористическое подполье и не уберегли дорогого товарища Кирова? Ка собственно и случилось, вскоре полетят и звания и в том числе головы многих сотрудников НКВД в Ленинграде. Может они хотели увести следствие в ложную сторону? А может просто обладали с самого начала неопровержимыми уликами?
Удивителен тот факт, что Мильду Драуле, жену Николаева, допрашивали уже через 10 минут после убийства Кирова. Как так быстро её разыскали чекисты и привезли в Смольный, если они ещё толком не разобрались, что случилось? Значит она там находилась во время убийства. Отсюда вытекает следующий странный факт. Киров в этот день не собирался посещать Смольный, по крайней мере, по работе. Он должен был выступать на собрании партийного актива в Таврическом дворце, но по пути решил заскочить в Смольный или его кто-то позвал, с кем у него было назначено рандеву.
О романтических похождениях Кирова знал весь Ленинград. Среди прочих увлечений лидера ленинградских коммунистов вполне могла быть и Мильда Драуле. Тем более некоторые косвенные факты из её биографии свидетельствуют об этом. Что если Николаев знал об изменах жены и так решил отомстить обидчику? У Николаева и Драуле было двое детей и жену свою Николаев любил. Именно она в тяжёлые для него времена безработицы брала финансовое обеспечение семьи на себя.
Что если Киров был убит не в коридоре, а у себя в кабинете во время соития с Драуле? Если это так, то при всём желании ленинградские чекисты не могли повернуть ни в какую другую сторону, слишком очевидными были факты. Тем более, что более поздняя экспертиза выявила следы спермы на кальсонах Кирова. Значит Сергей Миронович незадолго до гибели занимался сексом и вряд ли он это делал сам с собой в автомобиле, по дороге в Смольный. Тем более, что, так называемое, сарафанное радио разнесло по Ленинграду именно амурную версию убийства. Почему же вождь народов решил повести дело в сторону заговора?
Тут две версии и каждая имеет право на жизнь. Либо не хотел срамить павшего в адюльтерных баталиях товарища, либо смерть Кирова нужна была ему, чтобы развязать руки в борьбе с врагами и добить Зиновьева и Каменева.
Версия номер три. Террорист-одиночка
Дневник убийцы Кирова даёт чёткое понятие его психологическим состоянии. Николаев всё происходящее в его жизни и стране воспринимал достаточно болезненно. Он считал себя обделённым властью, недооцененным ею. Однако его склочный характер и неумение сходится с коллективом, играло против него. Ему везде мерещились дураки и бездари, приспособленцы. Николаев подолгу оставался без работы на довольствии у жены. Это не придавало ему душевного спокойствия.
В его дневнике шаг за шагом прослеживается, как Николаевым овладевает идея свершить что-то, чтобы о нём заговорили, восприняли его всерьез. Так, мало по малу эта мысль трансформируется, в дневниковых записях, в идею убийства Кирова. Киров был виднейшей личностью в Ленинграде среди политического руководства.
Из дневниковых записей видно, что он регулярно следил за Кировым и выбирал удобный случай для покушения. Вообще его записи похожи на монологи Раскольникова, в духе, тварь я дрожащая или же право имею? Поэтому Николаев при первых допросах говорил правду, что он террорист- одиночка. Он один такой великий, выносил замысел убийства и реализовал его. А всё потому, что его не ценили и не любили.
Николаев собирался на съезд партактива, где должен был выступать Киров и отчаянно предпринимал попытки найди туда пригласительный билет с этой же целью он оказался и в Смольном, но тут “удача” сама сопутствовала Николаеву. Он увидел, как Киров поднимается по лестнице и последовал за ним. Как только Сергей Миронович завернул в коридор, Николаев отбросив все сомнения выстрелил Кирову в затылок. Истеричный поступок больного человека, жертвой которого, так получилось, видный член политического руководства страны.