Существуют карты Петербурга, на которых Васильевский остров обнесен крепостной стеной с бастионами. Эти карты не дают покоя альтернативщикам, ищущим древний город на Неве.
Версия альтернативщиков как всегда безупречна: если есть карты, была и крепость, значит Петербург построен на руинах древнего города, всю информацию о котором подчистили при Петре I. В подтверждение своей теории ещё вспоминают аксонометрический план города (отдельная история).
Попалась ещё одна мозгоразрывающая версия:
Васильевский остров на этих картах – ещё со следами геокристалла в виде углового оформления его берегов, как неких «бастионов». Это значит, что Васильевский остров был до этого времени ещё геокристаллом в процессе его оседания.
Альтернативные версии очень интересные, я тоже люблю фантастику, но к сожалению, есть логичное объяснение "геокристаллов" на Васильевском острове. Все эти карты являются копией проекта идеального Петербурга.
По плану Петра I Васильевский остров должен был стать центром города, его морским фасадом и непреступной крепостью с 56 бастионами.
Представьте, как вы подходите на паруснике к устью Невы и перед вами открывается бескрайняя крепость, стены которой поднимаются прямо из воды.
Проект не был осуществлен, как и многие другие задумки Петра I, не хватило денег, мастеровых, жизни.
Идею морского фасада и идеального города Пётр взаимствовал у голландцев, а зарисовал её итальянский архитектор Доменико Трезини.
Ниже Генеральный план центра Петербурга разработанный Д. Трезини в 1715 году, утвержденный Петром Алексеевичем 1 (12) января 1716 года:
Летом 1716 года в Петербург приезжает французский архитектор Жан-Батист Леблон. Пётр I сразу озадачивает его разработкой генерального плана города.
В августе созывается комиссия для выбора лучшего проекта из двух предложенных архитекторами.
Победила ранее одобренная работа Доменико Трезини. Возможно Жан-Батист Леблон предложил бы что-то поинтереснее, если бы ему дали больше времени.
План Трезини включал решение проблемы с наводнениями за счет насыпки 3-х метров грунта (поднятие уровня острова). Грунт должны были взять из каналов, которыми планировалось нарезать остров.
Проект Трезини лёг в основу представлений иностранцев о Санкт-Петербурге. На заморских картах город достаточно длительное время изображался с освоенным Василевским островом и фортификационными укреплениями. Так появились загадочная крепость на европейских картах.
Создание карт было сложным процессом, сначала создавалась заготовка - медный оттиск, рисунок с оттиска переносился на бумагу и затем дорисовывался: подкрашивали границы, делали надписи. Оттиски передавались по наследству, продавались, служили нескольким поколениям картографов.
Подробнее о картографии того времени можно почитать в статье:
Заморские картографы не сомневались в том, что Петр осуществит задуманное, они рассчитывали на длительную актуальность своих карт, в частности оттиска.
Несмотря на то, что ни при Петре, ни при Екатерине проект города не был завершен, оттиски с планом Трезини продолжали использовать еще несколько десятилетий.
При Петре успели вырыть почти половину намеченных каналов. Но после его смерти дело забросили. Денег на новые каналы нет, берега готовых надо укреплять, нужно строить мосты, заселение острова идет неохотно. Дешевле было закопать идею Петра, что и сделали в 1767 году по указу Екатерины II, с этого момента карты Петербурга с планом Трезини больше не выпускались.