Давненько мы с вами не говорили о словах, обозначающих оттенки цвета, надо исправляться. В этой статье я хочу рассказать о названиях самого «вкусного» цвета, то есть того, что вызывает приятные вкусовые ассоциации. Таким психологи, занимающиеся особенностями цветовосприятия людей, считают коричневый. Нет, он, конечно, и цвет грязи, и других не слишком приятных вещей, но у нормального человека коричневый чаще вызывает зрительные и вкусовые образы свежего хлеба, шоколада, ароматного кофе, орехов, топлёного молока и хорошо приготовленного мяса. Сплошная вкуснятина! Да и уют деревянных стен и тёплого верблюжьего пледа тоже вызывают ассоциации с коричневым колоритом.
Мы привыкли этот цвет связывать со словом «кора», что не совсем так. «Коричневый» происходит от слова «корица», хотя корица тоже не что иное, как кора коричного дерева. И кстати, в прошлом этот цвет иногда так и называли «коричный».
Коричневый цвет богат на оттенки, так как он сложный, состоящий из смешения трёх базовых цветов: красного, зеленого и желтого. Множество оттенков имеют разнообразные названия, и здесь человек проявил свою фантазию во всей красе. Обычно оттенки называются по тому объекту, которому принадлежат. И у коричневого много названий, происхождение которых определить несложно: шоколадный, кофейный, ореховый, бронзовый, кофе с молоком, охра, терракотовый и т. д.
Есть такие, происхождение которых менее понятно, но определить его тоже несложно.
Бежевый — заимствованное слово, происходит от латинского слова beaticus. Беатика — так называли провинцию в Испании, где производили шерсть особого светло-песочного цвета.
Махагон (кто красит волосы, знает это слово) — это красно-коричневый цвет, название которого происходит от слова «махагони» — общего названия красной древесины нескольких тропических пород деревьев.
Шамуа — кремовый, светло-песочный цвет. Происходит от французского слова — chameau — верблюд, так как оттенок напоминает цвет верблюжьей шерсти и создаёт ощущение теплоты и уюта.
Сиена — жёлто-коричневый цвет назван по минералу, также как охра (более оранжевая, чем сиена) и умбра (более коричневая). И этот минерал использовался с древнейших времён для изготовления краски.
Но среди оттенков коричневого встречаются совсем странные, вызывающие даже недоумение. Чаще всего эти расцветки стали известны в XVIII – XIX веках, когда было принято придумывать названия новым, появившимся в мире моды оттенкам. Так, я уже писала о красно-оранжевом цвете с названием «кардинал на соломе», о цвете «блоха в обмороке», тоже, кстати, оттенке коричневого, и прославившемся цвете «бёдра испуганной нимфы». Об этом можно почитать здесь.
Коричневый цвет долго считался цветом бедняков, но он приобрёл популярность в конце XVIII века, когда были созданы красители, дававшие яркие и сочные оттенки. И вместе с ними появились и яркие названия. Все оттенки коричневого в XIX веке разделялись на две группы: «кармелитовые» и «капуциновые». «Кармелитовые» никакого отношения к карамели не имеют, название происходит от светло-коричневого одеяния католических монахинь-кармелиток. А «капуциновые» соответствуют тёмно-коричневому колориту одежд монахов-капуцинов.
Но ведь у коричневого много оттенков, вот и появлялись в речи модниц самые невероятные названия.
Камелопардовый — оттенок жёлто-коричневого, названный так по одному из старинных названий жирафа. В журнале «Московский телеграф» (1828, № 22), отражавшем все веяния европейской моды, сообщалось о новом популярном цвете: «Рыжеватый оттенок сырцового цвета называется камелопардовым. Камелопард, или камелеопард (girafe), присланный пашою Египетским в подарок королю Французскому, составляет теперь предмет дневных разговоров в Париже».
«Последний вздох Жако». Этот оттенок хоть и относится к коричневым, но близок к красно-оранжевому. Столь трагичное название действительно обязано физиологической особенности попугаев породы Жако. У них от природы жёлтые глаза перед смертью приобретали коричнево-оранжевый оттенок. Кому пришло в голову назвать так цвет, история умалчивает.
Цвет «Лорда Байрона» — оттенок насыщенного красно-коричневого. В «Московском телеграфе» за тот же 1828 год, но в номере 13 писали: «В одном из парижских магазинов продаются бархатные плащи Байронова цвета». Почему так назван цвет достоверно неизвестно, но по одной из версий, британский поэт-романтик предпочитал носить одежду насыщенных оттенков коричневого и тёмно-бордового цвета. О чём свидетельствует и его портрет. В России же такой оттенок назывался цветом «медвежьего ушка». Именно так — ласково.
Наряду с цветом «поджаренного хлеба», «жжёного кофе», «лесных орехов» и «майского жука», в обзорах «Московского телеграфа» встречается упоминание о цвете «мордоре́» (красно-коричневом с оттенком золота), что с французского можно перевести как «позолоченный мавр». А один из оттенков тёмно-коричневого, не мудрствуя лукаво, совершенно нетолерантно назывался «голова негра».
Такая фантазия в отношении названий разных расцветок, на мой взгляд, говорила о любви человека к цвету, о наслаждение разными оттенками, которые стали возможны с появлением искусственных красителей.