Найти в Дзене
Дестрой

На этом острове в 1940-х советские войска уничтожили финский аэродром, а до революции была русская минная станция и батарея

Сегодня мы расскажем про остров Овчинный, также известный как "Турецкий остров", на котором до революции располагалась боевая минная станция и береговая батарея "Николаевская" Выборгской крепостной минной роты, а до 1940-х гг. финский гидроаэродром Turkinsaari.

-2

Этот небольшой остров расположен недалеко от города Выборг у северо-восточного входа в пролив Транзунд. Его длина составляет всего около километра, а ширина и того меньше - примерно метров 350.

Старые фотографии 1934-1935 гг. с на всякий случай замазанной нами свастикой из личного архива Miikki Rauhala, чей дед служил на финском гидроаэродроме Turkinsaari помощником механика.
Старые фотографии 1934-1935 гг. с на всякий случай замазанной нами свастикой из личного архива Miikki Rauhala, чей дед служил на финском гидроаэродроме Turkinsaari помощником механика.

Для начала как обычно немного истории:

Ещё во времена Российской Империи, когда остров ещё не был связан мостом, он носил название Николаевский, а в первой половине 1910-х гг. на нём были оборудованы строения и пирс боевой минной станции Выборгской крепостной минной роты и небольшая церковь.

Но вскоре грянула Первая Мировая Война, а потом и революция 1917 г., в ходе которых этот остров вместе с другими достались Финляндии, которые переименовали его в Turkinsaari. Слово turkki по-фински означает шуба или овчина, хотя в интернете повсеместно пишут перевод как "Турецкий остров".

После революции финны разместили на нём первых белоэмигрантов из Кубанских казаков, а впоследствии остров стал по сути фильтрационным лагерем.

В 1921 г. здесь размещали участников Кронштадтского восстания, доставляя их паромами на остров, который оставался последним действующим таким лагерем в Финляндии, а с 1922 г. сюда доставляли и других перебежчиков уже из Карелии.

В 1926 г. на острове было решено разместить базу в составе 1-й отдельной морской эскадрильи гидросамолётов ВВС Финляндии, которая была введена в строй в мае 1927 г. Тогда здесь появился слип для спуска и подъёма самолётов, лазарет, лавка и даже, как пишут, небольшой стадион.

После ввода в строй на ней была сформирована 3-я отдельная морская эскадрилья из гидросамолетов Ганза-Бранденбург, а к весне 1928 г. количество самолётов пополнилось гидросамолетами Блэкберн Рипон и объединённое звено стало именоваться Merilentoeskaaderi. Весной 1929 г. состав эскадрильи пополнили гидросамолёты Де-Хэвиленд Мот.

Но уже в 1933 г. из за слишком опасного открытого расположения базы для удара со стороны СССР, Главный штаб ВВС Финляндии принял решение оставить на острове лишь одну 34-ю эскадрилью для проведения надземной рекогносцировки, перебазировав большинство самолётов в другие места.

Кроме того подготовка пилотов и дисциплина оказалась плохой и из за частых аварий уже к 1937 г. на базе стало не хватать не только самолётов, но и обученного лётного состава, в следствии чего эскадрилья не могла полностью выполнять боевые задачи. Тогда на остров спешно перебросили 14-ю эскадрилью, а к лету 1938 г. ещё и часть самолётов Фоккер с базы Суур-Мерийоки.

Продлилось это недолго и уже через пару месяцев 14-я эскадрилья была переброшена обратно, пополнившись самолётами наземного базирования. Кроме того уже к концу осени того же года было решено закрыть базу ВВС на острове и началась постепенная передислокация самолётов с неё.

Переброску почти закончили к началу Советско-финляндской войны, начавшейся 30 ноября 1939 г.

А в марте 1940 г. при взятии островов советскими войсками на нём практически всё было уничтожено, пишут что он представлял собой выжженную землю практически без деревьев.

Но вскоре началась Великая Отечественная Война, в которой финны выступали на стороне фашистов, которые в начале войны снова заняли острова, пока в июле 1944 г. за него снова не начались активные бои.

Лишь 19 сентября 1944 г. остров снова перешёл в состав уже советской России по мирному договору между СССР и Финляндией, сменив название на Овчинный, но строить ничего нового на нём не стали.

-4

Сам остров соединяется насыпной косой со старым железным мостом через узкий перешеек с более крупным островом Подберёзовый.

-5
-6

От моста уходит узкая тропинка, когда-то бывшая дорогой.

-7

Неподалёку от моста раньше было что-то вроде слипа, который пересекал поперёк весь остров от пролива между островами до Выборгского залива, но он полностью зарос лесом, так что сразу движемся дальше.

-8

Практически в упор расположена боевая минная станция, служившая пунктом дистанционного управления минными заграждениями для защиты Выборгского фарватера.

-9

Так она выглядит схематично.

-10

Она сохранилась до наших дней с 1915 г. благодаря тому, что представляла собой монолитное бетонное казематированное сооружение, защищённое от артиллерийского обстрела из крупнокалиберных морских орудий.

-11

Также она была оснащена амбразурами для ведения фланкирующего огня, а входы прикрывались огнём из амбразур защищённых помещений внутри.

-12

Но внутри нечего не сохранилось кроме толстенных голых стен.

-13

Далее тропинка приводит нас к руинам бывшего штаба финского гидроаэродрома с основаниями, оставшимися видимо от антенн связи.

-14

Но от штаба после военных действий 1940-х гг. осталось лишь полторы стены.

-15
-16
-17

Выходим к такой бетонной лестнице, ведущей в сторону берега.

-18
-19

От которой тропа приводит нас к слипу для спуска и подъёма гидросамолётов.

-20
-21
-22

Спуск в воду.

-23

Швартовое кольцо.

-24
-25

Выше слипа располагалось какое-то круглое сооружение, от которого остался лишь фундамент. Мы так и не смогли понять что здесь было, возможно и вовсе дальномерная позиция береговой батареи.

-26

И рядом ещё одна ниша, видимо от когда-то стоявшего здесь крана для подъёма агрегатов гидросамолётов при обслуживании.

-27

Дальше в лесу располагалось несколько крохотных вкопанных в землю домиков, вернее то что от них осталось.

-28

До 1940-х гг. здесь было много больших построек, ангаров и казарм, которые были уничтожены до основания артиллерийским огнём.

-29

Ещё дальше по тропе на берегу располагается небольшая полянка с памятным крестом, установленным Кубанским казакам и всем русским людям, разделившим тяготы особого белоэмигрантского лагеря в 1918-1924 гг. Он был установлен и освящён 18 августа 2010 г. при содействии Выборгского Спасо-Преображенского собора и государственного академического Кубанского казачьего хора.

-30

Также на острове остались развалины от нескольких старых пристаней.

Чертёж 1855 г., найденный в интернете на сайте Национального архива Финляндии.
Чертёж 1855 г., найденный в интернете на сайте Национального архива Финляндии.

А ещё в юго-западной части острова в середине XIX века располагалась дерево-земляная береговая артиллерийская батарея "Николаевская", вооружённая восемью 30-фунтовыми крепостными пушками.

Решение о её спешном строительстве здесь было принято во времена Крымской войны, когда 1 июля 1855 г. англичане попытались пройти через Транзундский пролив к Выборгу, а в начале Первой Мировой Войны и последующих Советско-финляндской и Великой Отечественной войн она была несколько раз перепланирована.

Тем не менее кроме земляных валов и траверс до наших дней от неё ничего не сохранилось, так что на этом всё.

Казалось бы ничего не осталось, зато какую историю пережили эти места.

-32

Если вам понравился материал, то ставьте палец вверх, подписывайтесь на наш канал и делитесь нашими публикациями с друзьями.

Также при желании вы можете помочь нашему проекту, ведь наши поездки по разным городам и регионам обходятся не дёшево. Мы будем рады любой помощи: 4048 0250 0167 8807

Спасибо за просмотр и до новых встреч.