Даниэла Либерман написал довольно любопытную книгу под названием "История человеческого тела" (Карьера Пресс, 2018). Любопытна она прежде всего тем, что автор выдвигает нетривиальный тезис о том, некоторые болезни, которыми болеют люди, являются т.н. "болезнями несоответствия", механизм возникновения которых напрямую обусловлен возникновением современного образа жизни человека, противоречащего тому образу жизни, к которому наш организм был приспособлен миллионами лет эволюции. Речь идет в первую очередь об образе жизни древнего охотника-собирателя.
Либерман развивает эту логику постепенно. Он начинает с утверждения, что из-за изменения среды обитания человек не имеет оптимальных адаптаций вообще, они всегда только временно оптимальны. И, по сути, человек - это нагромождение разных адаптаций, формировавшихся миллионы лет. Сами адаптации существуют только потому, что дают человеку возможность выжить и передать свой генетический материал в следующее поколение, а не для того, чтобы он был здоровым и счастливым.
Многих болезней, имеющих распространение в наше время, согласно научным данным, раньше не было, а это означает, что современный образ жизни человека отличается от тех условий, которые были сотни тысяч и миллионы лет назад. Современное человеческое тело - результат эволюции, вызванной резким изменением климата около 2,5 млн. л.н., когда преимущество получили охота и собирательство, которые и сформировали современное тело человека. Более того, впоследствии на это наложилось еще два важных поворота в человеческой истории: 1) неолитическая революция (переход к оседлому образу жизни, т.е. к земледелию от охотничества и собирательства); 2) промышленная революция (появление науки и техники, что сильно изменило характер труда и отдыха, породило много дешевой еды и т.д.).
Либерман описывает в книге процесс эволюции и перечисляет всех наших предков (австралопитека и т.д.) и появившиеся у них адаптации, отличавшие их от обезьян. На этом я останавливаться не буду, т.к. эти факты относительно неплохо известны по любой справочной литературе по данному вопросу. Достаточно здесь пояснить следующее: наше современное тело - это набор адаптаций, подходящих для тех наших предков, которые в результате эволюции отделились от других приматов (обезьян), живущих и поныне в тропических лесах, и поселились в африканской саванне. Как выглядит саванна можно посмотреть в Интернете на картинках и по видео, а если словами - то это обширные равнинные территории с обилием травы и редкими деревьями и кустарниками. Джунглей здесь уже никаких нет, зато много копытных животных, львов и прочие опасности, с которыми раньше наши предки не встречались. Так вот наше тело, по Либерману, это тело, приспособленное для жизни в саванне: то, как мы потеем, отсутствие волосяного покрова, наши уши, ступни и т.д. - все это адаптации для жизни именно там.
Из этих фактов следует и вся остальная концепция автора. Например, высокие энергетические потребности мозга и частые голодания из-за долгого поиска пищи в саванне способствовали отложению жира у человека. Эта адаптация была критически важной для выживания тогда, но сейчас в ней нет смысла. В наши дни, когда мы не тратим много энергии, но при этом едим калорийную пищу, мы страдаем ожирением в той или иной степени. У наших предков из саванны ожирения не было. Это типичный пример "болезни несоответствия" - механизм отложения жира теперь больше не нужен, он лишь по большому счету вредит нашему здоровью. Другой пример - моляры, или иначе коренные зубы. Раньше они служили для перетирания жесткой пищи (как правило, жесткой растительности), но в наше время они нередко становятся проблемой, когда вырастая способствуют формированию неправильного прикуса - того, что мы в быту называем "кривыми зубами". Жесткую траву нам больше есть нет никакой нужды, но моляры остались с нами как отголоски тех времен.
У "болезней несоответствия" есть две основные характеристики: 1) их первопричины дают какие-либо социальные или экономические преимущества; 2) их существование не влияет на репродуктивность человека. Именно поэтому они сохраняются в популяции людей - они выгодны и не влияют на размножение. Вот вам еще такой пример. Раньше земледельцы выращивали разные сельскохозяйственные культуры, причем нередко монокультуры, т.е. одни и те же. Некоторые такие культуры содержали обилие крахмала, отчего люди часто страдали от кариеса и даже от диабета. В чем тут несоответствие? А в том, что наши предки, жившие на деревьях или в саванне, не имели дела с крахмалом. Таким образом земледельцы получили некоторую гарантию от голода - стабильные урожаи монокультуры, но получили и "болезни несоответствия" впридачу.
Распространение инфекций в больших масштабах стало возможно после одомашнивания животных, а также после того, как стала расти плотность населения и усиливаться взаимодействие между людьми. Более того, у первых поселений земледельцев была страшная антисанитария - не было канализации, свалок и т.д. С поселениями земледельцев возникли и первые симбионты - мыши, крысы, пауки, голуби и т.д., популяции которых тоже стали расти. А это, как правило, эффективные переносчики инфекционных болезней.
Антибиотики, стерилизация окружающего пространства и гигиена влияют на микробиомы людей, что может приводит в т.ч. к аллергиям, которых раньше тоже не было. Таких примеров Либерман приводит очень и очень много.
Каков вывод делает автор? Он советует учитывать все эти моменты и наладить свой образ жизни таким образом, чтобы он соответствовал нашим эволюционным адаптациям, что избавит нас от "болезней несоответствия". В частности, больше двигаться, есть меньше калорийной пищи, сахара и т.д.