Уже второй за год фильм, показывающий 90-е как кинокомикс. Первым был «Гром: Трудное детство», с антигероями и злодеями, от отмороженного Данилы Багрова до строителя пирамид Мавроди. А теперь в качестве металюдей из лихих годов – постановщики видеороликов, которые стали для детей революции важнейшим из искусств. В фильме «Клипмейкеры».
Режиссер и сценарист Григорий Константинопольский («Восемь с половиной долларов») – автор фильмов, которые даже в новом веке несут на себе печать 90-х и слегка нездоровую печаль по лихим годам. И уже не первый раз это кино про самого себя. Прошлый «Русский бес», несмотря на приз «Кинотавра» за режиссуру, получился очень уж на любителя. «Клипмейкеры» – другое дело.
Это история персонажей с прототипами. Гриша Византийский (Александр Горчилин), к 1992 году снявший немало клипов (упоминают «Бригаду С») – образ самого Константинопольского, на счету которого сотни роликов.
Гриша дружит со сценаристкой Тоней Водкиной (Мария Шалаева), это шарж на Авдотью Смирнову (сценарист «8 ½ $»), с успешным клипмейкером Васей Копполой (Александр Кузнецов), прототип которого – Федор Бондарчук (играл в «8 ½ $»). Александр Молочников играет мажористого оператора Енисея (прототип – Михаил Мукасей).
Лишь самый романтик в группе супер-антигероев Армен Петросян носит имя реального клипмейкера и мультипликатора, погибшего на том же месте на Москва-реке, где разобьются об границу между последним бандитским 1999 годом и гэбэшными нулевыми мечты героев фильма.
Фильм щедро украшен сценами съемок известных многим клипов звезд 90-х, причем в кино эти ролики выглядят постановочно мощнее, чем было в реальности. Никита Пресняков играет своего отца, Риналь Мухаметов – Богдана Титомира, также есть образы Лики Стар, Меладзе, Мазаева, Орбакайте и других поп-звезд.
Масса аллюзий, цитат и культурологических приветов кому ни попадя. Отдельный аттракцион смена футболок Гриши – от Ramones до портрета Татьяны Друбич в венке из фильма Соловьева «100 дней после детства».
Впечатляет саундтрек. Он тут, конечно, с юмором и стебом, даже сакральный для многих 45-55-летних хит «Я хочу быть с тобой» Nautilus Pompilius подан в почти пародийном кавере. Нежно и без фиги в кармане, пожалуй, исполнены лишь песни «Чиж и Ко», передающие лирические чувства ГГ, когда на них хватает времени.
Неизбежны сопоставления с фильмами Фредерика Бегбедера «99 франков» и «Идеаль» (этот фильм еще и про Россию, но не про 90-е), и картина Константинопольского тут выглядит по многим позициям ярче.
Что касается темы прощания с Россией 90-х (тут снова женская персонификация страны в виде Гели, которая уходит к гэбэшнику), то «Клипмейкеры», конечно, созвучны «Восьмерке» по книге Прилепина. Отчасти кино перекликается даже с «Поколением П».
Это не история 90-х, а комедия с авантюризмом, сатирой и супергероями: богемные художники противостоят почти бессмертному суперзлодею Бобру (Владимир Епифанцев), персонификации бандитов лихих годов, знакомым с антизлодеем-олигархом Березой (Николай Фоменко).
Водкина метко стреляет, положив кучу бандосов. Коппола дерется как ниндзя. Елисей, которого в кадре почти нет, мастерски направляет героев в нужные места, чтобы побить Бобра стульями (раз десять повторяющийся гэг). Также есть образ пожилой супергероини танцпола и гламура, вроде Диско Салли из Студии 54. Ее суперспособность – игра в рулетку.
Герои постепенно учатся сотрудничать с криминалом, а потом с олигархом Березой, что оплачивал кампанию «Голосуй или проиграешь» формально за вечно пьяного вождя, а по сути за умножение активов олигархов, а потом берут у него деньги на фильм «Восемь с половиной долларов».
За постмодерн-игрой трудно увидеть четкое развитие каждого персонажа. Они больше движутся через годы без особой задачи. В основном их интересуют деньги, а Гришу еще, наверно, творчество. Но и это не точно.
Понятно лишь, что автору фильма в неонуар-комиксе 90-х было уютнее, чем во всем, что произошло после. Поэтому и финал истории в духе «я все равно паду на той, на той единственной гражданской», особенно в сочетании с заявлением в прологе («они прошли лихие 90-е и создали российский шоу-бизнес») выглядит ностальгией.
Автор как бы говорит, что даже при лихости 90-х настоящим и живым он чувствовал себя тогда, а его выжившие после тех лет коллеги уже не те. Не сказать, что это сильно трогает. При обнищании миллионов и гражданских войнах 90-х кому нужны проблемы бойцов гламурного фронта?
Но комиксовый и самоироничный тон позволяет просто развлекаться и смеяться. Честно говоря, я считаю 90-е национальной катастрофой и меня трудно заставить улыбаться фильмам о тех годах. Но тут режиссер, похоже, учел все мнения, поэтому фильм кажется удачно сбалансированным.
Спасибо за дочитку! Подписывайтесь на канал, и продолжим!