В фамильном фонде Бернадотов хранится множество драгоценностей, ранее принадлежавших французской короне. И сегодня мое внимание привлекла сапфировая парюра, первой владелицей которой была Августа Баварская, герцогиня Лейхтенбергская. Она была женой Эжена де Богарне, единственного сына императрицы Франции Жозефины.
Августа получила сапфиры в качестве свадебного подарка в 1806 году, и многие думают, что дарителем был приемный отец Эжена, Наполеон Бонапарт. Если это так, то набор почти наверняка был изготовлен Мари-Этьеном Нито, придворным ювелиром Наполеона. Отец Августы, король Баварии Максимилиан Первый Иосиф, позднее даровал своему зятю герцогский титул Лейхтенберг, отсюда и название тиары.
Парюра включает в себя ряд впечатляющих украшений из сапфиров и бриллиантов, в том числе тиару, ожерелье, пару серег, брошь и набор украшений для волос. Тиара украшена бриллиантовыми цветами, увенчанными одиннадцатью сапфирами. Основание настолько прочное, что при хранении тиара лежит совершенно ровно, что облегчает ее транспортировку и носку. Сапфиры на тиаре съемные, и некоторые считают, что когда-то их меняли на грушевидные жемчужины, но документальных подтверждений этому нет.
Лейхтенбергов было несколько детей, многие из которых вступили в удачные династические браки. Старшая, Жозефина, вышла замуж за будущего короля Швеции Оскара I и в итоге стала королевой Швеции. Именно она унаследовала сапфиры своей матери, и с тех пор они находятся в шведских королевских хранилищах.
На протяжении нескольких поколений драгоценные камни проходили через руки различных членов семьи Бернадот. Сын Жозефины, король Оскар Второй, унаследовал их от своей матери в 1876 году. Пять лет спустя король и его жена София подарили парюру своей новой невестке Виктории Баденской.
Виктория регулярно надевала этот комплект. Но вместо того, чтобы оставить сапфиры кому-либо из своих детей или внуков, королева Виктория решила сохранить комплект, завещав его семейному фонду драгоценностей после своей смерти в 1930 году. Теперь сапфиры не могут быть проданы, но их присутствие в сокровищнице означает, что их также могут все члены семьи. А не только монаршие особы.
Несмотря на то, что драгоценности теоретически доступны всем дамам Бернадота, сапфиры в основном продолжают носить шведские королевы. Королева Луиза, вторая жена короля Густава Четвертого Адольфа, сделала сапфировую тиару одним из своих фирменных украшений. Но после ее смерти в 1965 году страна более десяти лет оставалась без королевы. В то время сапфиры носила принцесса Сибилла, мать нынешнего правителя, которая была первой леди своего тестя. После ее смерти сапфиры надевала исключительно королева Сильвия.
Она также надела его на одно из самых важных шведских королевских событий 2015 года: свадьбу ее сына, принца Карла Филиппа. И даже среди величественных тиар, которые носили другие коронованные особы, эта корона определенно говорила: «Я королева!»